Женский Спорт

Баскетбол
06.01.2013 Елена Тарасова 362

Женские команды особенно чутко реагируют на тренерскую недоработку

Женский Спорт
Список лауреатов женских баскетбольных чемпионатов страны пополнился еще одной командой — ЦСКА. Армейские баскетболистки завоевали золотые медали после трудной серии матчей главного финала, впервые проводившегося в женском баскетболе.

После первого московского поединка суперфинала с динамовками Новосибирска вряд ли бы кто решился утверждать, что чемпионом в итоге станет ЦСКА. Москвички по всем статьям уступили своим старательным, цепким и грамотным соперницам. Та игра оказалась одной из самых неудачных для ЦСКА в сезоне: мяч буквально валился у баскетболисток из рук, спортсменки промахивались из-под самого кольца, странное оцепенение временами охватывало их при защите своей корзины. Однако баскетболистки ЦСКА с честью сумели выйти из очень сложной ситуации, одержав две победы в гостях при перепопненных десятитысячных трибунах новосибирского Дворца спорта.

Одна победа была буквально вырвана у соперниц, исход второго матча был предрешен еще с середины игры. И трудно сказать, какая из этих двух побед оказалась решающей. Ведь для суперфиналов наметилась, хотя статистика такого рода небогата, одна любопытная тенденция: если конкурирующая команда во второй встрече уравнивает матчевый счет, то ее сопернику в третьем поединке приходится нелегко. Впоследствии, когда улеглись страсти, наставник москвичек заслуженный тренер СССР Вадим Капранов подытожил: «В этом сезоне нам особо удались три ключевых матча, и в их числе оба новосибирских. Третий же — финальная игра в Витербо за Кубок Лилиан Ронкетти с итальянской командой «Бата». Что же привело баскетболисток ЦСКА к победе?

Во-первых, бойцовский дух и современная быстрая комбинационная манера игры. Ее команда демонстрирует не первый год, но наиболее зримый результат она дала в минувшем сезоне, когда в баскетбольный кодекс были внесены изменения. Клуб отличает высокий уровень организации игры и в защите, и в атаке. Игроки обучены и различным методам обороны, и вариативным способам нападения. Стержневым же принципом, которого команда придерживалась на всем протяжении чемпионата, является система непрерывного нападения. Не какая-то конкретная исполнительница, а все пять баскетболисток имели право на бросок в случае, если он «созрел». Именно подготовке броска и был подчинен весь комплекс многочисленных заслонов, применяемых командой. Идея проста: привить баскетболисткам определенные навыки, с тем чтобы, овладев ими, они могли лучше и результативнее импровизировать в тех или иных продолжениях атаки.

Но это был чертеж игры. Баскетбол помимо узаконенных и наигранных схем требует еще и гибкого игрового мышления. Вторая причина успеха ЦСКА в том, что это сплоченный, дружный коллектив, а лидеры, что называется, с головой… Женская команда ЦСКА была создана более двадцати лет назад. С самого начала бразды правления находились у Вадима Капранова. Через два сезона клуб сумел прорваться в высшую лигу и там оказался далеко не на последних ролях. Не будем досконально прослеживать всю историю команды, но отметим две важные вехи на ее пути; 1980 год, когда армейские баскетболистки завоевали бронзовые медали чемпионата страны и когда начал складываться тот коллектив, о котором мечтал Капранов, и 1983 год, когда позиции серебряных призеров всесоюзного первенства — спортсменок ЦСКА упрочились в сборной, а сами они поверили, что им по плечу чемпионская ноша.

В пору создания команды нынешние старожилы клуба Ольга Бурякина, Любовь Гончарова, Елена Савченко, Олеся Барель и Ольга Ермолаева были совсем еще девчонками и только набирались ума-разума у таких мастеров, как Раиса Гусева, Вера Сикорская, Ольга Михайлова. Не удивительно поэтому, что сегодня в ЦСКА есть костяк игроков, знающих друг друга давно и досконально. Есть лидеры. Без них было бы трудно достигнуть высокой цели, к которой стремился весь армейский коллектив. В ЦСКА лидеров трое. И первой, как это ни покажется странным, назову Елену Чаусову, пришедшую из московского «Спартака». В ЦСКА она четыре сезона, но уже на второй год пребывания в команде стала ее капитаном. Чаусова подошла на эту роль в силу характера — ровного, компанейского, отзывчивого. Игрок она стабильный, разноплановый, уравновешенный и умный. Универсалы ее типа сейчас наперечет, своим присутствием на площадке, спокойной игрой она вселяет уверенность в подруг.

Под стать Елене и напарница по нападению Олеся Барепь. В ряде матчей именно ее точные, нестандартные броски, среди которых особо следует выделить коронный «полукрюк», склоняли чашу весов на сторону ЦСКА. Для центрового игрока Олеся не слишком высока — 190 см, поэтому в основном действует как «оттянутый центр». Но тем не менее отлично справляется с подборами мяча под кольцом. Поскольку Барель нередко удается уводить из-под щита своего опекуна, команда имеет возможность использовать различные варианты вхождения в «трехочковую» зону. Иногда ее чрезмерная эмоциональность и мешает делу, но нередко именно азартность, порыв приносят команде пользу.

Этот дуэт нападающих дополняет Ольга Бурякина. Буквально до последнего сезона она выполняла роль атакующей защитницы, но в интересах и клуба, и сборной быстро освоилась со сложными обязанностями диспетчера. Она прекрасно справляется с ведением скоростных комбинаций. Когда после длительного перерыва в команду возвратилась Ольга Ермолаева, наставники могут варьировать действия разыгрывающих, благо по манере игры они отличаются друг от друга. Эти три лидера являются и опорой сборной, которую возглавил Вадим Капранов. Он привлек в сборную страны и Татьяну Комарову. За последнее время она сделала заметный шаг вперед, но ей еще не хватает самодисциплины. Если она сумеет улучшить качество своих передач и добьется стабильности в бросках, то, по мнению Капранова, может претендовать на постоянное место в линии атаки ЦСКА. Тем более что ограниченный выбор классных исполнителей в нападении команды дает себя знать.

Особенно чувствовалось отсутствие высокорослой центровой при игре в защите, скажем, в матче с ТТТ во главе с Ульяной Семеновой. Да и в финале розыгрыша Кубка Лилиан Ронкетти во встрече с «Батой» армейским баскетболисткам сложно было противодействовать двухметровым американке Менкен и итальянке Туфано. Недаром 32 минуты борьба шла очко в очко, и только к концу матча москвичкам удалось оторваться от соперниц. В игре задней линии дела у команды обстоят лучше. И Светлана Кузнецова, и Ольга Евкова достаточно громко заявили о себе в прошедшем сезоне. Кузнецова, не побоявшись взять инициативу и ответственность на себя, сумела переломить игру в первом финальном новосибирском матче Евкова отличилась в одной из встреч с рижанками. Но главное, конечно, не в отдельных всплесках, а в том, что юные баскетболистки в роли атакующих защитниц прекрасно вписались в армейский ансамбль. Обе они неплохо проявили себя и в молодежной сборной страны.

С проблемой «короткой скамейки» ЦСКА приходится сталкиваться, когда команда атакует и появляется необходимость дать передышку или заменить получивших пять фолов Чаусову или Барель. Из-за «короткой же скамейки»» активные формы защиты команда применяет лишь эпизодически, в критические моменты матчей, но не как систему. Что и говорить, «узких мест» хватает с избытком, но ликвидация их ведется планомерно, без авралов и разовых кампаний. Работу наставников команды Вадима Капранова и Александра Кулькова отличают высокая требовательность и личный пример. Иначе нельзя. Женские коллективы особенно чутко реагируют на тренерскую недоработку. Требовательность необходима не только по отношению к подопечным, но и к самим себе.

Любопытно, что баскетболистки ЦСКА часто являлись новаторами в освоении тех или иных приемов мужского баскетбола. Сейчас, например, в клубе идет глубокая и всесторонняя тренировочная работа над броском в прыжке. Для женских команд он пока нехарактерен. Менять укоренившиеся приемы у ветеранов необходимо с большим тактом, а иногда и не нужно совсем. Другое дело молодежь, с которой можно и экспериментировать. Над совершенствованием же вариантов тактики трудятся все в команде. Стремление к поиску — одно из слагаемых успеха коллектива.

Top