Женский Спорт

Женский футбол
23.08.2013 Елена Футболова 201

Зачем российскому футбол институт «свадебных» генералов?

Создание Союза футбольных лиг выглядело событием исключительно привлекательным прежде всего с точки зрения возможных кардинальных изменений организационных структур нашего футбола. Приверженцы стабильности и порядка вздохнули с облегчением: наконец-то профессиональным футболом станут руководить профессионалы, они избавят календарь от присущего ему в последние годы хаоса, разберутся с набившими оскомину вопросами неквалифицированного (или недобросовестного?) судейства, займутся выделением реальных средств для развития детско-юношеского футбола в клубах и возвращением на трибуны зрителей. Словом, построят футбольный дом, жить в котором станет уютнее. От организационных неурядиц, от непродуманных решений Федерации футбола (она же — Управление футбола и хоккея Госкомспорта) устали все — тренеры, футболисты, болельщики.

Объявление самостоятельности, за которую высказалось подавляющее число участников летней конференции футбольных специалистов, еще не есть сама самостоятельность. За нее предстояло бороться с мощным аппаратом спортивного руководства, поднаторевшим в применении бесчисленных ведомственных инструкций и положений, циркуляров и уложений, постановлений и приказов. Следовало закрепить завоеванные позиции, тем более, что создание профессионального Союза нашло самое широкое понимание у футбольной общественности. Однако, судя по всему, эйфория от победы на летней конференции не способствовала тому, чтобы в течение последующих пяти месяцев «застолбить» достигнутое.

Впрочем, уже на самой конференции насторожила легкость, с которой списком выбрали членов Административного совета. Список этот пополнялся простым перечислением фамилий с мест. Иногда ни председательствующий, ни присутствовавшие не знали, о ком идет речь, но, тем не менее, каждая вновь названная фамилия в список вносилась. Все это дает основания утверждать, что сформированный на конференции состав Административного совета во многом был «стихийным». Подобная практика выборов тем более удивительна, ибо в наше время мы получили массу наглядных примеров того, как на самом деле могут происходить по-настоящему демократические выборы.

Следует заметить, что на самой конференции были выбраны 23 члена совета, в публикации после высокого собрания перечислены фамилии уже 30 человек, спустя два месяца членов Административного совета стало 34, затем — 39. Не удивлюсь, если в скором времени их станет 42. 49, 55: цифры произвольные — в Уставе новой организации численность Административного совета не определена. Но нет в Уставе и пункта, согласно которому Административный совет имеет право кооптировать: состав его избирается только конференцией.

Любопытен и качественный состав Административного совета. Помимо людей, имеющих непосредственное отношение к практическому футболу, в нем широко представлены директора различных производственных объединений, заместители министров, председатели исполкомов, есть даже следователь по особо важным делам и военный юрист по жилищным вопросам. Ничего не имею против представителей этих профессии, но какое отношение они имеют к футболу кроме того, что любят смотреть его и являются болельщиками той или иной команды? По-моему, создан еще один институт «свадебных генералов».

Все это мы уже видели — в практике работы старой Федерации футбола, когда неизвестно кем принимавшиеся важные решения объявлялись от имени президиума этой организации, в составе которой активно бездействовали «свадебные генералы». Представляется, что Союз лиг захлестнула та же волна административно-командной деятельности. А как иначе расценивать решение совета Союза лиг от 2 декабря 1989 года о расширении высшей и первой лиг, об изменении структуры чемпионата страны? Возможные изменения никогда публично не обсуждались, и решение было принято келейно, в узком кругу. Не посоветовались даже с тренерами команд высшей лиги, те узнали обо всем лишь из прессы. Для кого же тогда Союз профессионалов, если не для самих профессионалов?

Характерна и скорость принятия важнейшего для нашего футбола решения: на заседании присутствовали лишь 19 членов Административного совета (менее половины), двое из них голосовали против. Из занимающихся практическим футболом членов совета на заседании был лишь тренер Валерий Газзаев. На мой взгляд, нет ничего удивительного в том, что было принято исключительно ошибочное решение, сразу же ставшее непопулярным и восстановившее против Союза лиг даже его сторонников. Решение это — следствие прежде всего того самого качественного состава Административного совета, о котором говорилось выше.

Удивительно, но совершенно не используется опыт других стран. Не надо ничего придумывать — все уже придумано и апробировано. В Италии, например, в совет национальной профессиональной лиги входят 13 человек, включая президента и двум вице-президентов. В совете Национальной Хоккейной Лиги — по одному представителю от каждого клуба плюс руководство НХЛ. Они вырабатывают и принимают решения. Реализацией решений и всеми текущими вопросами занимаются специальные комиссии, в которые входят профессиональные менеджеры, экономисты, юристы. Убежден, что единственное крупное решение, принятое Союзом лиг за пять месяцев работы и оказавшееся глубоко ошибочным, значительно снизило шансы Союза на получение полной самостоятельности. Во всяком случае, коллегия Госкомспорта отказала ему в этом.

Коллегия признала статус Федерации футбола СССР как самоуправляемой союзной общественно-государственной организации, осуществляющей совместно с Госкомспортом руководство футболом в стране. Союзу же лиг позволяли действовать лишь в структуре Федерации. Вообще-то, создание Федераций по видам спорта, организаций самоуправляемых, дело нужное. Госкомспорт при этом должен высвободить силы и ресурсы для решения своих непосредственных задач по развитию физической культуры и массового спорта. Но есть несколько обстоятельств, которые позволяют усомниться в «чистоте помыслов».

Так, в опубликованном вслед за решением коллегии проекте Устава Федерации футбола обнаруживается неприкрытая привязка якобы самоуправляемой Федерации к Госкомспорту: «До достижения полной самоокупаемости и самофинансирования материально-техническое обеспечение и финансирование деятельности Федерации футбола СССР осуществляет Госкомспорт». Если расшифровать безэмоциональную фразу Устава, то сразу же возникает вопрос: сколько лет — пять, десять, пятнадцать — Госкомспорт будет осуществлять финансирование Федерации? Каким образом можно быть независимым от ведомства, которое тебя финансирует?

Еще один вопрос непьэя не задать: кто должен войти в состав новой Федерации? И на него существует ответ в Уставе: «Госкомспорт выделяет Федерации футбола необходимую штатную численность для создания рабочего аппарата Федерации». Что это означает на практике, показал опыт Украины и Белоруссии: Федерации в этих республиках возглавили бывшие начальники отделов футбола Госкомспортов H. Фоминых и Е. Шунтов. В начале января было объявлено о создании новой Федерации футбола, на которую возложены «исключительные полномочия по управлению развитием футбола в стране». По сути, произошло слияние под новой вывеской госкомспортовского Управления и старой бесправной Федерации.

Возглавил новую организацию бывший начальник бывшего Управления В. Колосков. В числе его заместителей — представители обществ: динамовского (К. Бесков), армейского (В. Марущак) и профсоюзного (В. Подгорнов), а также и заместитель по Управлению А. Тукманов. Кроме того, штатными работниками Федерации стали сотрудники Управления футбола. Сумеют ли они, действовавшие ранее в полном соответствии с командно-административными методами, изменить стиль работы и мышление?..

Top