Женский Спорт

Другой спорт
22.12.2010 Константин Бобков 84

Вокруг света — на воздушном шаре

Утром 20 марта в египетской пустыне закончилось, судя по всему, последнее великое путешествие нашего столетия. В 8 утра гигантский воздушный шар Breitling Orbiter 3 опустился на землю, и из его гондолы вышли два человека, которым впервые в истории удался кругосветный беспосадочный перелет. После двух десятков неудачных попыток, что были предприняты различными экипажами, взмывавшими в небо над Америкой, Африкой и Европой, швейцарец Бертран Пиккар и англичанин Брайан Джонс наконец-то смогли сделать то, о чем мечтали лучшие воздухоплаватели мира!

Швейцарцу Бертрану Пиккару и англичанину Брайану Джонсу удалось первыми в мире облететь вокруг света на воздушном шаре.
Рекордное странствие началось утром 1 марта в швейцарском городке Шато д’Э. Попрощавшись с родными и помахав многотысячной толпе провожающих, Пиккар и Джонс заняли свои места в гондоле. Шар высотой 55 метров и весом 9 тонн медленно поднялся над Альпами и взял курс на Африку. Маршрут смельчаков пролегал над Египтом и Аравийским полуостровом, Индией, Вьетнамом, Китаем…

Кстати, Китай заслуживает особого упоминания. Пиккар и Джонс вынуждены были задержаться со стартом более чем на два месяца, потому что только после личной поездки Пиккара в Пекин власти страны дали ему добро на пролет над своей территорией. В начале своей воздушной одиссеи Breitling Orbiter 3 был не одинок. Двумя неделями ранее попытку облететь земной шар предприняли британцы Энди Эльсон и Колин Прескотт на аэростате CWB. Они уже миновали Индию и собирались огибать Китай, так как решили не тратить время на переговоры с пекинскими бюрократами. Пиккар в шутку даже предлагал соперникам подождать их, чтобы потом лететь наперегонки через Тихий океан. Но 7 марта непогода у берегов Японии прекратила соперничество: Эльсон и Прескотт вынуждены были совершить экстренную посадку, и Breitling Orbiter 3 остался в гордом одиночестве.

До этого 41-летний Пиккар уже дважды пытался облететь вокруг света и купил туры в Испанию. В 97-м всего через несколько часов после старта он оказался в водах Адриатики, а на следующий год, достигнув Индокитая, был вынужден сойти с маршрута из-за… отсутствия разрешения китайских властей.

Страсть к путешествиям Бертран Пиккар получил по наследству. Его дед Опост Пиккар в 30-е годы прославился рекордными полетами на аэростатах, а затем, сменив стихию, занялся морскими погружениями на изобретенном им батискафе. Отец Бертрана Жак Пиккар, продолжая дело своего родителя, сумел достичь дна в самой глубокой точке Тихого океана — Марианской впадине. Что же касается Брайана Джонса, то он раньше служил в Королевских ВВС, а в 1986 году увлекся полетами на воздушных шарах, получил диплом профессионального аэронавта и теперь сам дает уроки новичкам. Нельзя не назвать и третьего соавтора рекордного достижения — швейцарскую фирму Breitling, выпускающую знаменитые на весь мир хронометры. Ее руководство уже в третий раз стало спонсором проекта своего земляка.

В первые же дни полета у экипажа Breitling Orbiter 3 возникли серьезные проблемы. Так, Пиккар был вынужден забраться на крышу гондолы, чтобы сколоть с оболочки шара огромные сосульки, образовавшиеся из-за резких перепадов температуры и существенно увеличившие вес летательного аппарата. Много хлопот доставили аэронавтам и маневры при подлете к Китаю, так как нужно было точно попасть в отведенный узкий воздушный коридор. А над Тихим океаном и Мексикой пришлось изрядно попланировать в поисках попутных ветров.

Вначале Пиккар и Джонс не могли пожаловаться на условия своего обитания в небольшой гондоле, ставшей их домом на 20 дней полета. Однако позднее из-за неполадок в системе отопления температура внутри гондолы снизилась до плюс 8 градусов, и в последние дни, когда они пересекали Атлантику, воздухоплавателей мучили простуда, постоянные головные боли и сильная депрессия. Будучи профессиональным психологом, Пиккар помогал своему товарищу справляться с трудностями и даже давал ему сеансы гипноза. Однако когда 20 марта их шар завершил виток вокруг Земли, нервы у Пиккара не выдержали — и он разрыдался. В этот момент аэронавты были уже над Мавританией и намеревались приземлиться у подножия одной из знаменитых египетских пирамид. К сожалению, сделать это не удалось, и Breitling Orbiter 3 завершил свой фантастический перелет в песках в 800 милях юго-западнее Каира.

Наградой триумфаторам стали многочисленные поздравления и различные призы, главными среди которых были хрустальный кубок и чек на один миллион долларов от американской пивной компании Anheuser-Busch, которая еще в 1997 году пообещала выплатить эту сумму первому «воздушному Магеллану». Пиккар и Джонс решили оставить себе $500 000, а другие полмиллиона перечислили на счет благотворительной организации.

Любопытно, что рекордное достижение швейцарца и англичанина не только не охладило, а, наоборот, подстегнуло их коллег. Теперь возникла идея организовать кругосветные гонки. Первым ее высказал англичанин Ричард Бронсон, трижды безуспешно пытавшийся облететь земной шар. Этот миллионер, глава крупной авиакомпании, пообещал учредить и солидный денежный приз для победителя. А президент Международной федерации аэронавтики (FAI) Макс Бишоп уже даже назвал примерное время проведения этого воздушного ралли-зима 2011/12.

Top