Женский Спорт

Бадминтон
01.08.2013 Елена Тарасова 34

Тренеры, обучая игре в бадминтон, избирают один из двух основных путей

Нельзя сказать, что наши тренеры не умеют обучать технике игры в бадминтон. Умеют, но, судя по выступлениям игроков на международной арене, ещё не так плодотворно, как хотелось бы. У большинства наставников свой подход к обучению. Одни базируются на собственном игровом опыте, другие используют опыт коллег, приспосабливая его к своим ученикам; третьи следуют непроторенными путями.

Наши тренеры, обучая игре, избирают один из двух основных путей. Первый — «путь проб и ошибок». Показав технический прием или рассказав о нём, наставник рекомендует ученику повторить движение как можно больше раз. Механически повторяя прием, спортсмен закрепляет как верные, так и неверные навыки. Сам спортсмен не может заметить, правильно ли выполняет движения. Тренер же не в состоянии постоянно следить за одним и тем же учеником. Через несколько месяцев юноши начинают соревноваться, и неверно заученные движения закрепляются еще прочнее. Возможен ли большой успех при обучении таким способом? Да, практика дала такие примеры. Но этот путь прошли лишь наиболее одаренные игроки, да и то лишь при скрупулезной индивидуальной работе с ними тренера.

Второй путь обучения можно назвать «из рук в руки». Наставник, как принято говорить, ставит воспитаннику технику своими руками. Тренерское требование — «делай, как я!». Сознательная активность ученика невелика. Но это уже шаг вперёд по сравнению с «путем проб и ошибок». Здесь используются различные тренажеры, сконструированные в основном самим тренером. Они, по мнению наставника, не позволяют ученику делать неправильные движения. Тип обучения «из рук в руки» заметно ускоряет формирование двигательных навыков. Теневая сторона этого метода — именно в жесткости стереотипов. Подготовленный таким путем спортсмен, в частности бадминтонист, в матчах излишне прямолинеен, не способен перестроить тактику.

Общий для описанных методов недостаток — трудность переучивания спортсмена, трудность ломки сложившихся у него стереотипов, а мы нередко вынуждены корректировать технику, вносить в неё новые элементы. И еще. В процессе обучения активен лишь тренер. Спортсмен же либо почти бездумно выполняет его указания, либо самостоятельно повторяет движения в надежде «уловить» правильное. Ни то, ни другое не способствует развитию мышления.

Закономерен вопрос: неужели в других странах, где из года в год появляются сильные бадминтонисты, обучение организовано по-иному? Ведь юные спортсмены Дании, Англии, Швеции тоже участвуют во многих соревнованиях, посмотрите на прогнозист.орг. Закрепляются ли у них неверные движения? И разве не в жестких условиях происходит становление мастеров волана в Индонезии, Малайзии, Японии?

В европейских странах сложились прочные традиции преемственности игроков высокого класса. Отвечающий мировым стандартам инвентарь, множество специализированных залов, широкая сеть турниров, высокая популярность игры — все это способствует росту мастерства. Клубные тренеры обучают всех желающих, из числа которых довольно быстро выдвигаются наиболее способные. Фанатичная преданность своему тренеру, клубу, способность тренироваться по 7—8 часов в день — вот что характерно для развития бадминтона во многих азиатских странах. И плюс к этим достоинствам — высочайшая популярность игры, что способствует притоку самой талантливой и одаренной молодёжи.

Top