Женский Спорт

Исторические факты
15.12.2012 Елена Футболова 137

Трагедия несостоявшегося мастера

Когда я работал в Северной Осетии, там в спартаковском коллективе играл способный юный футболист Федор Гаглоев. Его не хотели оставлять в 9-м классе даже на второй год. Два часа я убеждал директора школы, что это не совсем справедливо, что это мы тренеры, посылали его в составе юношеской сборной страны на матчи в Румынию, мы вызывали его на сбор в Душанбе, а потому и часть вины падает на нас. Но директор была абсолютно убеждена, что и второй год Гаглоев не справится со школьной программой 9-го класса.

Мне удалось было договориться о восстановлении Федора в школе, но его местный тренер, вместо того чтобы поддержать эти усилия и повлиять на футболиста школьника, предложил более легкий путь — перевести его в вечернюю школу. А Гаглоеву в тот момент полезнее были бы не послабления в учебе, которые нередки в вечерних школах, а хорошая плетка…

Результат же любителям футбола, вероятно, известен. Гаглоеву за двадцать, пора бы раскрыть свои талант. А он никак не найдет команду, в которой бы прижился: После орджоникидзевского «Спартака» он предлагал свои услуги в Тбилиси и Баку (требуя, правда определенных условии), потом поехал в Москву. Тут его взял в команду «Динамо» Эдуард Малофеев. Но и в столице Федор чувствует себя не у дел. Ведь он видит в себе будущую звезду первой величины, не желает упорно трудиться, а ищет легких путей наверх. Пример этот, к сожалению, далеко не единичен.

Почему же молодые таланты исчезают, так и не раскрыв полностью свой богатый потенциал? Почему на самом важном для становления футболиста этапе — при переходе в команду высшей или первой лиги — юные дарования разочаровывают тренеров? Лишь немногие из прежде перспективных игроков закрепляются в коллективах мастеров, а в сборную привлекаются буквально единицы. Объясняя причины подобного парадокса большинство футбольных специалистов жалуются на отставание наших игроков от зарубежных то в технике, то в тактике, то в волевой закалке, то в богатстве опыта международных встреч. На мой же взгляд, важнейшая причина кроется в ином — в недостатках воспитательной работы с молодыми футболистами.

…Поднять юношеский футбол пытались созданием института сборных команд и переборщили. На каждое международное соревнование в регионе, Европе или мире мы откликнулись формированием соответствующей сборной страны. Свои сборные юношей разного возраста создали и союзные республики, и спортивные общества, и министерства просвещения, и край области, крупные города..

Не хочу сказать что юношеские сборные вообще не нужны, а заострю внимание на той ответственности которая ложится на тренеров и игроков любой сборной Обычно такие команды немалый срок готовятся к своим соревнованиям, а значит, одаренные юноши надолго отрываются от своих спортивных коллективов, от школы дома, родных и друзей В этом немало негативных моментов. И потому вполне закономерен вопрос: а стоит ли само участие в каждом престижном юношеском турнире того, что мы теряем в воспитании молодого поколения. Обособление кандидатов в сборную от сверстников из местной команды, появление чувства своей исключительности, привыкание к необычным условиям, полностью обеспеченной жизни на сборах, пропуск школьных занятий… Не слишком ли это дорогая плата за выигрыш того или иного матча? И едва ли моральный ущерб, причиняемый молодой не сложившейся еще личности, может быть компенсирован накоплением игрового опыта международных встреч да крупицами технико-тактических умений, приобретаемыми в составе сборной команды.

Молодой игрок сборной вернувшись в местную команду мастеров, обычно бывает уверен что его сразу поставят в игровой состав. Ведь он, скажем, чемпион Европы или победитель ряда международных матчей. Амбиции его высоки. Но в команде мастеров нужно уметь и самостоятельно трудиться, и преодолевать интенсивные нагрузки на тренировках, и терпеть в матчах. В такой сложной с психологической точки зрения ситуации многое зависит от местного тренера — сумеет ли он сохранить для футбола одаренного игрока. Хотя порою и хороший наставник не в силах справиться с задачей. Ведь очень долго, с 14 до 19 лет, его воспитанник регулярно находился в той или иной сборной. У футболиста сложилось убеждение, что в мастерство он уже достиг вершин, что дальше можно и не учиться. А если еще и родители ученика подогревают его потребительские запросы (порою мы, тренеры, сталкиваемся и с таким явлением), то можно заранее ставить точку: закат таланта произойдет непременно.

Столкнувшись с непривычными трудностями, игрок начинает искать другую команду, где выше оценят его способности. А может быть, просто рассчитывает на то, что в коллективе низшей лиги он и не трудясь получит твердое место в игровом составе. Вспомните, например, недавно подававшего большие надежды игрока юношеской сборной СССР Роландаса Бубляускаса, который из «Жальгириса» ушел в команду второй лиги «Атпантас» из Клайпеды. Длительные и многочисленные поездки игроков юношеских сборных, тем более поездки зарубежные, частенько приводят к ущербу и в образовании, и в воспитании игроков.

Те, кто возражает этому, приводят в пример юношеские команды других стран — мол, там юные футболисты много играют в международных матчах. Но давайте подумаем: что нового увидит, скажем, голландец, приехавший в Германию? Те же красочные витрины, забитые модными тряпками, новейшей марки видеомагнитофонами и киноаппаратами, которые позволяют круглосуточно смотреть кино в онлайн и не только кино, но и любые спортивные передачи, спортивными костюмами и кроссовками фирмы «Адидас»… А какое впечатление эта внешняя красота, изобилие промышленных товаров произведет на нашего юношу? Ведь за внешним блеском он порою не видит, что каждый десятый — безработный, каждый тридцатый — бездомный, что квартплата отнимает до половины заработка рабочей семьи, а пойти к врачу простой трудящийся порою вообще не в состоянии — нечем заплатить огромный гонорар.

Есть и иная, так сказать, внутренняя проблема долгого пребывания на сборах. Ведь там юноша живет за государственный счет в гораздо лучших условиях, чем дома, — тут и регулярное хорошее питание, и медицинское обслуживание, и сауна, и те же зарубежные поездки Юноша привыкает к комфорту. А звание игрока сборной наполняет его гордостью, а то и сознанием своего превосходства над оставшимися дома сверстниками. Вернувшись назад, он чувствует себя лидером коллектива, чуть ли не непререкаемым авторитетом в футболе и зазнается. Пагубные психологические нюансы должны бы нейтрализовать тренеры сборной, пока подопечные у них на сборе. Но чаще всего эти тренеры настолько увлечены задачей повысить технико-тактическое умение игроков, что на остальное недостает ни времени, ни сил. Да и в принципе, пожалуй, невозможно уберечь ученика от повышенного внимания к своей личности, от переоценки своей значимости, если он большую часть сезона проводит на сборах, а не в своем спортивном коллективе — сам этот факт представляется мне противоестественным.

Взаимоотношения юношеских сборных с местными командами, по-моему, надо строить на иных началах. Не увеличивать количество сборов, центр тяжести подготовки кандидатов перенести в спортшколы. Тем более что сейчас у детских тренеров появились новые стимулы — моральные и материальные — для воспитания хороших игроков. А наставники сборных команд могли бы побольше ездить и на местах помогать налаживать работу с юными футболистами. Тогда и кандидаты в сборную станут расти быстрее, и их партнеры, равняясь на лидеров, тоже повысят мастерство. Оценивать же работу детского тренера желательно по тому, сколько умелых футболистов он воспитал для команды мастеров своего региона.

Top