Женский Спорт

Исторические факты
10.06.2013 Елена Футболова 130

Тактика футбольных сюрпризов — продукция искусства мышления

Наблюдая матчи европейского финала-88 день за днем, было очевидно, что никаких крупных альтернатив в тактических подходах не просматривалось. Лишь небольшие вариации известных всем. Например, голландцы использовали атакующего свободного защитника. Этот ход вряд ли назовешь новым. Тренер западногерманской команды Франц Беккенбауэр был первым, кто продемонстрировал такой тактический прием, в конце 60-х и начале 70-х годов. Кстати, он и остался лучшим его исполнителем. По иронии, на этот раз его собственные игроки оказались в полуфинале жертвой тактики голландской команды, ведомой Франком Рийкаардом и Рональдом Куманом, чей стиль игры на позиции центральных защитников по сути дела полностью аналогичен былому стилю Беккенбауэра.

Для телевизионного зрителя, наблюдавшего за финальными играми, трудно было приметить какие-либо тактические новшества. Маленький ящик предоставляет изумительную возможность для повторного наслаждения самыми яркими эпизодами, всплесками мастерства. Но он не в силах помочь зрителю полностью охватить истинную тактическую и техническую картину игры, все ее аспекты. Телекамеры концентрируют зону показа в узком ракурсе, фокусируя внимание на мяче, а потому, естественно, не могут не упустить всю ту остальную деятельность, что происходит в этот момент на поле.

Например, отвлекающие, обманные рывки и тактическое разнообразие голландца Рууда Гуллита наиболее опасны, когда он начинает ускорять свой маневр вне зоны непосредственных действий. И вот вдруг телезритель видит его в отличной позиции для взятия ворот. Между тем гениальность этого футболиста как раз наиболее очевидно проявляется тогда, когда он действует без мяча, а значит, и вне телевизионного экрана. Поэтому, на мой взгляд, в последнее время репутации вратарей на крупных турнирах столь быстро и стремительно создаются, как и рушатся. Линзы телекамер неизменно сфокусированы на них, представляя голкипера как героя… либо неудачника.

Среднего между этими двумя полярными кадрами нет ничего. Так, советский вратарь Ринат Дасаев был героем. Он неизменно оказывался на месте в нужной точке, чтобы отразить мяч, посланный головой, либо поймать мяч после штрафного удара. Причем выглядело это для него внешне легким и простым. Но не впадайте в заблуждение. Разумеется, вратарь, который раз за разом в бросках и прыжках отбивает мячи в своей штрафной площади, обеспечивает зрелищный телевизионный кадр: для зрителей. Но не для своих товарищей, для которых главное надежность.

Ракурс демонстрирует зрителю прежде всего индивидуальность, а не тактику. Но понаблюдайте за человеком, который активно маневрирует где-то вдали от главных событий, а потом оказывается именно тем, кто в конце концов обеспечивает победу для своей команды, и главным зрелищем для зрителей. Например, если раз за разом просматривать видеозапись, голландец Марко Ван Бастен не был в фюкусе камеры, когда Арнольд Мюрен в финале сделал свой изумительный диагональный пас через всю штрафную площадь советской сборной. Его никто не видел. Но Ван Бастен оказался там, на месте, в нужной точке и забил один из самых изумительных мячей в истории этих соревнований. Прямо из ничего! А может быть, не так?

Если и было что-то новое в тактике на европейском финале, то в тактике сюрпризов. Она — продукция искусства мышления, в ходе которого одна группа тактиков пытается предугадать ходы соперников и встретить их, как в шахматном гамбите, заблаговременной заготовкой. Той, что потом может в долю секунды превратиться в решающее преимущество. Впрочем, если у вас есть игрок, способный забивать так, как Ван Бастен, этого может оказаться достаточно.

Top