Женский Спорт

Маркетинг спорта
29.05.2013 Елена Футболова 469

Структура и содержание мотивации студентов в условиях двигательной активности

Женский Спорт в Санкт-Петербурге
Студент как личность характеризуется определенными индивидуальными особенностями, которые чаще всего проявляются и получают свое развитие в процессе обучения в вузе. Формирование личности предполагает реализацию индивидуальных актуальных и потенциальных способностей. Они приобретают особую значимость, когда направленное развитие личности побуждается конкретной формой активности. Одной из таких форм активности является двигательная, свойства которых можно определить в процессе обучения конкретным движениям и действиям.

Особое место в этом процессе занимает мотивация как системное образование, в котором формируются психические свойства личности, а педагогический процесс становится не только образовательной, но и созидательной программой. Реализация на этой основе дидактических принципов служит основой для познания, выбора и управления потребностями и поведением студентов. Сейчас, как никогда, становится актуальным призыв «Назад в прошлое!» Возвращение к естественным двигательным потребностям и удовлетворение гиподинамического «голода» с ощущением «мудрости тела» позволит перейти от их гипотетического понимания к реальному воплощению.

При рассмотрении двигательной деятельности студентов по схеме «стимул-реакция-мотивация-результат», выясняется, что источником активности являются внешние воздействия, стимулирующие реакции систем организма. В данном случае проблема мотивации является не только динамическим условием поведения — реактивности организма, т.е. способностью отвечать избирательно на характер нагрузки, но и давать приспособительные вариативные ответы, если движения или действия отклоняются от программируемых в ЦНС. В случае, если организм не всегда адекватно реагирует на внешние воздействия, тогда в программу действия вводится фактор мотивации, «объясняющий» различия в реактивном многообразии ответов.

Происхождение ответных реакций — это сложнодинамический вариативный акт, в котором интегрируются прошлый опыт и специфика реальных внешних и внутренних условий, в том числе и узи сосудов головного мозга. Задача работы — изучить структуру и содержание мотивации в процессе двигательной активности и влияние ее на развитие личностно-ориентированных качеств студентов.

Методы и организация исследований

В педагогических исследованиях, связанных с оценкой уровня физической подготовленности по результатам тестирования, изучались мотивы спортивной деятельности, которые в определенной степени могли служить аналогом отношения студентов основного отделения и к физическому воспитанию. Использовалась методика «Мотивы занятий спортом». Она позволяла определять доминирующие мотивы к учебно-тренировочным занятиям и включала 10 категорий-методов. Данная методика как измерительный инструмент позволяла провести ранжирование методов по степени их выраженности, основанное на выборе индивидуально значимых.

Обсуждение результатов

После обработки результатов получены следующие показатели. При определении отношения студентов к физическому воспитанию получены такие данные. По мотивам эмоционального удовольствия (ЭУ) выбор сделали 17,8% студентов. ЭУ они определили как получение радости, двигательной нагрузки, чувство мышечного напряжения, которое поднимает настроение и позволяет испытывать воодушевление в чувстве уверенности и реализации своих возможностей. По мотивам социального самоутверждения (СС) — 13,9% студентов стремятся проявить себя в процессе двигательной активности и свои достижения рассматривают с точки зрения личного престижа, уважения.

Мотив физического самоутверждения (ФС) занимает 4,5% студентов с выраженным стремлением к физическому развитию, становлению характера. К социально-эмоциональной (СЭ) мотивации склонны 8,1% студентов, понимая под этим склонность к спортивным действиям, в силу их высокой эмоциональности, неформального подхода в обучении на занятиях, социальной и эмоциональной раскованности. Социально-моральные (СМ) мотивы доминируют у 3,8% студентов, которые следует рассматривать в контексте стремлений к успеху своей команды, ради которой имеет смысл тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером.

Мотив достижения успеха (ДУ) в спорте наблюдается у 12,7% и выражается в стремлении к достижению успеха, улучшению личностных качеств, спортивных результатов. Спортивно-познавательная мотивация нашла отклик у 2,5% студентов, как стремление к изучению вопросов технической и тактической подготовки, пониманию методических и научно обоснованных принципов тренировки. Рационально-волевой (рекреационный) мотив (РВ) поддерживают 11,9% студентов — это желание заниматься спортом для компенсации дефицита двигательной активности при повышенной умственной нагрузке.

Мотив подготовки к профессиональной деятельности (ПД) наблюдается у 19% испытуемых и рассматривается как стремление заниматься физической культурой, спортом для более эффективной подготовки к избранной профессиональной деятельности. Гражданско-патриотический (ГП) мотив нашел отклик у 5,8% студентов как стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, поддержания престижа вуза, города, страны.

Таким образом, в порядке значимости наибольший процент студентов мотивируют занятия по физическому воспитанию и спортивной тренировке подготовкой к будущей профессиональной деятельности, на последующих местах мотивы приобретают более эмоциональный характер и стремление к самоутверждению. Самый низкий уровень наблюдается в группах спортивно-познавательной и социально-моральной мотивации студентов.

Динамика мотивации по всем изучаемым параметрам показывает индивидуальное отношение студентов к своей физической кондиции и здоровью. Одновременно с этим в определенной степени возможно определить и личностную ориентацию студентов на жизненные ценности — кто нацеливается на перспективу в будущей работе, надеясь только на свои индивидуальные возможности, другие студенты видят в своей карьере помощь коллег, друзей и др. По существу, изучаемые мотивы — это своеобразные ориентиры не только в области физического воспитания и спорта, но и как формирующиеся жизненные установки, опирающиеся на замотивированные физическим воспитанием личностные качества студентов.

Лидирующее положение ПД и ЭУ показывает стремление студентов к достижению хороших результатов и в других видах деятельности: в учебе, работе, что возможно благодаря укреплению здоровья за счет повышения уровня физического развития. Утверждается принцип комплексности о том, что ненужных предметов не бывает, а весь процесс обучения составляет целостность, которая начинает формироваться во взаимодействии получаемых разнообразных знаний.

На этом фоне обычное педагогическое воздействие взятое, «в оправу» с учетом различных мотиваций студентов, приобретает более активную форму и содержание — становится стимулом, включающим в общий механизм процесс получения знаний. И взаимообразно учебный процесс по физическому воспитанию приобретает новую функцию — информационно-прогностическую с выработкой программ, определяющих устойчивое развитие не только двигательных, но и других индивидуальных способностей студентов. И предмет физического воспитания становится учебно-педагогической системой с новыми познавательными свойствами и функцией самоорганизации для студентов.

Выводы

  1. Изучение мотивации в процессе двигательной активности студентов позволяет раскрыть содержание побудительных причин в их отношении к физическому воспитанию как учебно-образовательной дисциплине.
  2. Преподаватель, имея в своем распоряжении рейтинг мотивов, может изменять содержание учебных занятий в сторону преобладания той или иной формы мотивации у студентов, что повышает качество и эффективность двигательной активности.
  3. Различные формы мотивации, несмотря на стандартную физическую нагрузку, могут изменятся у студентов и дополнительно определяться — в усилении или ослаблении индивидуально выраженных личностных качеств.

Перспективы дальнейших исследований

Дальнейшее изучение содержания и структуры мотивации в процессе двигательной активности позволит более предметно организовать физическую подготовку студентов, ориентируясь на объективные личностные характеристики и особенности их использования в процессе обучения в вузе.

Top