Женский Спорт

Другой спорт
13.08.2013 Елена Футболова 1160

Спортивная борьба сталкивает спортсмена с задачами, которые требуют высоких волевых качеств

Организация и проведение тренировок по каратэ, подготовка спортсменов высокого уровня, работа с детьми требуют от тренера не только полной самоотдачи, но и постоянного поиска новых форм проведения занятий, новых методик. В процессе этой работы (это не только в каратэ), но и в любом другом виде спорта возникает масса проблем, решение которых выходит за границы общепринятых трех «китов» тренировочного процесса: технической, физической и тактической подготовки. Применение психотехники — одно из направлений, заслуживающих внимания в работе тренера, без знания которого невозможно сегодня рассчитывать на серьезные достижения и прогресс.

Современная спортивная наука уже давно и довольно серьезно изучает возможности использования психотехники в спортивной области. Мы широко используем методики, описанные А. Белкиным, Н. Дзен, Ю. Пахомовым, Ф. Неновым, И. Спиртовым, в практической работе со спортсменами различного его уровня подготовки и не только убедились в их высокой эффективности, но и не представляем сегодня проведения тренировочных занятий по каратэ без идеомоторной тренировки, без других приемов психотехники.

Психотехнику часто называют практической психологией, подчеркивая тем самым ее тесную связь с наукой и ее прикладную направленность. Все найденное и открытое психологией — законы развития и формирование психических процессов, мотивационные и личностные структуры, динамика групп и феномены подсознания — может быть успешно применено в самых разных сферах деятельности. Ни педагог, ни медик, ни многие другие специалисты не обходятся сегодня безучастия практической психологии. Это не мода и не временное увлечение. Психологические проблемы, которые стоят перед спортом, успешно решаются с помощью психотехники в других сферах человеческой жизни.

Нестабильность результатов спортсмена — прямое следствие его эмоционального состояния на соревнованиях. Нервозность спортсмена становится причиной скованности в движениях, излишней суматошностн. Попытки спрятать свое состояние за деланной уверенностью не спасают его от внутренней тревоги и практически ничего не дают. Большинству спортсменов для максимального раскрытия своих возможностей на соревнованиях необходим строго определенный душевный настрой. Например, состояние «спокойной боевой уверенности», «яростной сверхмобилизации». В отдельных случаях спортсмену и тренеру удается найти ключ к нужному состоянию, но в целом проблема еще далека от своего решения.

Перед тренером стоит задача постоянно совершенствовать учебно-тренировочный процесс. Тут используются принципы современной педагогики, однако обучение очень часто идет слишком медленно и довольно неинтересно. Такая картина напоминает систему обучения иностранному языку в средней школе и новогодние корпоративы. Закончив школу, т.е. несколько лет просидев за учебниками, ученик говорит на жалком подобии иностранного языка. Но есть намного более эффективные системы, которые используют создание атмосферы непринужденного общения, раскрепощения. Если человек раскрепощен, он учится легко и быстро, как бы играя. Совсем немногим тренерам удается создать в своей работе атмосферу непринужденной игры, захватывающего действа.

Спортивная борьба сталкивает спортсмена с задачами, которые требуют высоких волевых качеств: необходимостью преодолевать сильную физическую боль, терпеть усталость, становиться недоступным влиянию недоброжелательных болельщиков. Хорошо, если он выходит победителем в борьбе с чувствами. А если нет? Используя приемы психотехники и самогипноза, в относительно короткий срок человек может научиться довольно легко проводить обезболивания, повышать свои физические возможности,отключаться от внешних влияний.

Знание психологии и психотехники делают творческую работу тренера намного более эффективной. Открывается перспектива изобретения новых приемов и оригинальных техник использования достижений современной психологии. Именно из этих находок, которые по-новому и тонко учитывают психические свойства людей, складывается новая система взаимодействия тренера и спортсмена. Эта система позволяет превзойти общий уровень достижении, обусловленный современной методикой, техникой и тактикой, и добиться победы. Психологическая работа со спортсменом необходима не только в плане его подготовки к соревнованиям. Ежедневная работа тренера также насыщена психологическими проблемами. Определенные напряжения в межчеловеческих отношениях возникают везде, где совместно действуют живые люди. И чем больше напряжен ия в их работе, тем глубже и острее возможные конфликты.

Для решения многих проблем регулирования психического состояния спортсменов, отношений в спортивном коллективе и др, мы успешно используем психотехнические игры, предложенные Николаем Дзен и Юрием Пахомовим. Идеомоторика как пример использования психотехники. Мы с восхищением наблюдаем за великолепным выступлением спортсменов, удивляемся их мастерству и потрясающей технике. Но как они готовятся к выступлению, как достигают состояния готовности к действию, для нас в большинстве случаев остается загадкой.

И это понятно. Во-первых, нас интересует результат выступления; во-вторых, подготовка или часть со во многих видах спорта проходит в специально отведенных местах и скрыта от зрителя и наблюдателя; в-третьих, исследование поведения спортсменов в период их непосредственной подготовки требует специального целенаправленного подхода, который связан со значительными организационными трудностями, большим напряжением
внимания.

Специалисты разных направлений спортивной науки, тренеры проводят много исследований в области непосредственной подготовки спортсменов к выступлению на соревнованиях. Несмотря на определенные трудности в организации подобных исследований, они дают большой фактический материал, необходимый для построения правильной системы подготовки каждого спортсмена. В частности, такие исследования помогают обнаружить соотношение двигательного и психического настраивания в период непосредственной подготовки спортсменов к выполнению основной работы, показывают, какие формы ее организации, какой объем работы выполняется в ней, как влияет она на конечный результат. Исследования также раскрывают особенности индивидуального сосредоточения спортсменов, направленность их сознания, основные приемы и способы мысленного воспроизведения движений и действий.

По результатам наблюдения за внешним характером сосредоточения спортсмена очень тяжело определить, на что в этот момент направлено его сознание, о чем он думает, что переживает. Однако по некоторым внешним проявлениям (поведенческим реакциям), движениям, позам, мимике можно косвенно судить, что спортсмен начинает настраиваться именно на выполнение будущего упражнения. Результаты наблюдения могут дать ценные сведения о том, какой обычной позой и движениями сопровождается начало этапа сосредоточения у каждого спортсмена, какова его продолжительность, сходны ли эти показатели на тренировках и соревнованиях.

Подчеркивая огромное значение психологического фактора в создании мобилизационной готовности к результативной деятельности, ни в коей мере не следует принижать при этом роль двигательного, физического настраивания, которое достигается путем правильного проведения разминки.

Top