Женский Спорт

Другой спорт
09.12.2012 Елена Футболова 149

Школьники тянутся к мячам

Исключительно важная задача поставлена перед нашим физкультурным движением — внедрить массовую физическую культуру и спорт в быт каждой семьи, каждого человека. Привычка к систематическим занятиям физическими упражнениями не приходит сама собой. Ее необходимо воспитывать, создавать условия для занятий. И здесь огромное значение имеет постановка физического воспитания в общеобразовательных школах.

Все люди проходят через школу. В школе они получают необходимые знания, приобретают первые трудовые навыки, осознают причастность к грандиозным созидательным делам своего государства. Школа призвана воспитывать молодежь и физически, выпустить ее из своих стен крепкой и умелой, готовой к производительному труду и защите Родины.

Фундамент физической закалки закладывается на уроках физической культуры. Навыки и умения закрепляются затем во время физкультурно — оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, во внеклассной спортивно-массовой работе. И на уроках, и на внеклассных занятиях используются самые разнообразные средства физической культуры, в том числе подвижные (особенно в начальной школе) и спортивные игры. В большинстве общеобразовательных школ страны введена новая учебная программа по физической культуре для учащихся IV—X классов. Впервые в нее включен материал сразу по четырем спортивным играм: баскетболу, волейболу, ручному мячу и футболу. Основываясь на своей подготовленности и традициях школы, учитель выбирает для изучения на занятиях в IV—VI классах не менее двух игр, а начиная с VII класса — одну спортивную игру. Если юноши с VII класса обучаются футболу, то девушки продолжают осваивать одну из ранее избранных игр.

В IV—VI классах на знакомство с элементами спортивных игр отводится по 16 часов в каждом классе (по 8 на две избранные игры). С VII класса эти же 16 часов приходятся уже на одну игру. Конечно, по сравнению с программами специализированных ДЮСШ это очень мало. Отсюда на уроках физической культуры нацеленность не на доскональное освоение техники и тактики, а на общее знакомство с игрой, обучение основным технико-тактическим приемам, развитие физических качеств учащихся. Основная цель уроков физической культуры — дать ученикам элементарные теоретические сведения, научить основным двигательным умениям, сделать каждого школьника быстрым, сильным, выносливым, ловким, а значит, здоровым.

В составлении новой учебной программы приняли участие ведущие специалисты физической культуры и спорта, преподаватели вузов, школьные педагоги. Они включили в школьную программу такие упражнения, технические и тактические приемы, которые обеспечивают обучение детей основополагающим движениям, навыкам, способствуют их физическому развитию, доступны всей массе школьников. На этом фундаменте можно продолжать изучение того или иного вида спорта в самостоятельных занятиях, в специализированном футбольном лагере Soccerbarcelona.com, в спортивных секциях, ДЮСШ.

Что же предстоит изучить школьникам на «футбольных уроках»?

В программу по футболу включены: удары по неподвижному, катящемуся и летящему мячу внутренней стороной стопы, средней и внешней частью подъема; удары серединой лба по летящему мячу с места и в движении; остановка катящегося и опускающегося мяча внутренней стороной стопы, остановка мяча грудью; ведение мяча носком, внутренней и внешней частью подъема с изменением скорости и направления; вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом; отбор мяча накладыванием стопы на мяч, толчком соперника плечом в плечо, подкатом; обводка, простейшие обманные движении, персональная защита; стойка вратаря, ловля катающихся и летящих мячей, ловля мяча на выходе. Как видим, в этом перечне отсутствуют такие сложные приемы, как удары по мячу с лёта, через себя, боковой частью головы, остановка мяча гоповой, подъемом вытянутой ноги, отбивание мяча кулаками и т. п. Но зато налицо все те основные приемы, которые позволяют ребятам играть в футбол, постепенно наращивать технический и тактический арсенал в самостоятельных и командных занятиях.

Естественно, все это относится и к другим спортивным играм, изучаемым на уроках физической культуры, а не только к футболу. Определение материала, включенного в учебную программу по баскетболу, волейболу и ручному мячу, осуществлено по тому же принципу: сюда вошли основные технико-тактические приемы, дающие возможность получить представление об игре, необходимые сведения и умения для совершенствования в ней. В распределении материала по классам соблюден принцип «от простого к сложному».

Борьба за мяч Альтернатива - Дотмедиа

При изучении технико-тактических действий большое внимание обращается на развитие тех физических качеств, которые способствуют успешному овладению тем или иным приемом. Осваивая, к примеру, удары по мячу ногой в футболе, ребята по заданию учителя выполняют одновременно упражнения, направленные на развитие мышц ног, укрепление связок. Отрабатывая силу броска в ручном мяче, ученики проделывают упражнения и на развитие мышц рук, что, кстати, способствует не только освоению броска, приданию ему необходимой силы, но и помогает школьникам сдавать нормативы на силу в комплексе ГТО.

Новым в учебной программе является и введение в нее домашних заданий по физической культуре. Преимущественное место в содержании домашних заданий занимают упражнения на развитие двигательных качеств. Не исключены и задания по совершенствованию технико-тактических приемов. Одно из основных требований к этим заданиям — доступность их выполнения в домашних условиях.

Добротно налаженная секционная работа в школе в первую очередь зависит от вклада в нее учителей физической культуры, актива педагогов и учащихся. Но школе необходима и помощь извне. Помощь в тренировочной работе, обеспечении инвентарем, модернизации спортивной базы призваны оказать местные органы образования, спорткомитеты и спортивные общества, ДЮСШ (в том числе по организации групп начальной подготовки на базе общеобразовательных школ), шефы. Как показывает опыт, там, где коллективы школ работают рука об руку с производственными предприятиями, спортивными организациями, там и дело спорится. Выпускники этих школ отличаются примерной физической закалкой, спортивной выучкой.

Каждый год становится больше школьных спортивных залов. Строятся пришкольные спортивные комплексы, баскетбольные, волейбольные, гандбольные площадки, футбольные поля. Но, несмотря на эти успехи, есть еще и немало проблем. На решение их и направлена новая учебная программа по физической культуре.

Top