Женский Спорт

Шахматы
16.01.2013 Елена Футболова 160

Правильно разыграть начало партии — непростая задача

Женский Спорт в Санкт-Петербурге
Пожалуй, самым изученным разделом современной шахматной теории является теория дебютов. Именно ее разработкой больше всего занимались исследователи, и причину этого понять нетрудно: каждый шахматист озабочен тем, чтобы вначале игры наилучшим образом расположить свои фигуры. Он ищет расстановки, которые обеспечат безопасность своему королю и дадут возможность наносить удары по противнику.

Правильно разыграть начало партии — непростая задача. Если не иметь ясного представления об основах дебютной стратегии, можно легко запутаться в огромном многообразии начальных ходов и планов. Шахматиста, пренебрегающего основными принципами нормального дебютного развития, подстерегают опасности.

Теория дебютов сложилась не сразу. Прошло много лет, прежде чем были четко сформулированы важнейшие идеи, которыми шахматист должен руководствоваться в дебюте. Накопление теоретических материалов началось с конца XV века. Однако сперва исследователи лишь искали различные продолжения, улучшали и систематизировали их. Но этого оказалось мало. Со временем потребовались обобщения, своеобразные законы, которые давали бы игроку необходимый ориентир в лабиринте вариантов. Первые такие обобщения были сделаны в XVIIIвеке, а в наше время они превратились в стройную систему знаний. Большинство таких знаний вы можете найти на специальном сайте http://damki.net, на котором подробно и с пояснениями описаны правила игры.

В современной турнирной практике применяется много дебютов, которым присвоены определенные названия. Некоторые из них связаны с наименованием страны, в которой данный дебют впервые использовался или подвергся анализу, другие — с наименованием фигур, развитие которых влияет на характер партии, или же с именами шахматистов, разрабатывавших новые системы.

В зависимости от того, какой характер присущ пешечному построению сторон в начале партии, шахматная теория делит все дебюты на следующие группы:

  • открытые,
  • полуоткрытые,
  • закрытые,
  • полузакрытые,
  • фланговые.

Кодекс, принятый знатоками для серьезной игры

  1. Шахматная доска до начала игры ставится белым угловым полем по правую руку от играющих. Если до 4-го двойного хода (белых и черных) один из партнеров заметит, что доска стоит неверно, или какую-нибудь неправильность в расстановке фигур, то он имеет право требовать, чтобы партия началась снова. После 4-го хода с обеих сторон для этого необходимо согласие противника.
  2. Перед началом игры жребий решает, кому играть белыми. Партию всегда начинают белые. В последующих партиях играют белыми и черными попеременно, независимо от результата игры. Начинается партия (без дачи вперед ходов) всегда одним ходом. Право первого хода называется выступкой.
  3. Если игрок дотронется до своей шашки, то он обязан ею ходить. По-французски это правило звучит как pie`ce touche`e — pie`ce joue`e, а по-немецки geruhrt — gefuhrt, то есть «тронул — походил». Дотрагиваться без такого последствия можно, только сказав предварительно «поправляю» (j’adoube). Если тронутой фигурой по правилам игры ходить нельзя или тронутую фигуру противника по правилам нельзя взять, то должен ходить король, причем рокировка не допускается. Если король не может ходить, не подвергаясь шаху, то прикосновение к фигурам остается без последствий. При дотрагивании до нескольких фигур противник может заставить ходить любую из них по своему выбору. Если тронутой была его фигура, он может требовать, чтобы она была взята; если по правилам игры фигура не может быть взята, то ходит король и т.д., как объяснено выше. Требовать такого штрафа игрок может, только пока он сам еще не прикасался к фигурам после прикосновения противника.
  4. Когда ход делается не по основным правилам или делается ход фигурой противника, то последний имеет право требовать, чтобы такой незаконный ход оставался действительным, или чтобы противник ходил королем, или, наконец, позволить отставить ход.
  5. Только нападение фигурой на короля сопровождается возгласом «шах». Нападение на ферзя и все прочие фигуры не сопровождается предостережениями. Впрочем, нет необходимости вслух объявлять шах; только игра не может продолжаться до тех пор, пока король остается под шахом.
  6. Выигрывает партию тот, кто сделал мат королю противника, независимо от того, остается на доске заматованный король один (roi depouille`) или с другими своими фигурами. Если игрок сдается раньше мата, то это значит, что он сознает, что рано или поздно мат ему неизбежен, в таком случае он считается проигравшим, хотя бы он потом и доказал, что ошибся в своем предположении, то есть что при правильном продолжении он не проиграл бы партии.
  7. Каждый игрок во всяком положении игры имеет право требовать, чтобы партия была окончена в течение 50 ходов. В противном случае он вправе прекратить игру, объявив ее ничьей. При этом, однако, после каждого изменения в составе фигур, то есть после каждой мены, взятия фигуры и провода пешки, счет 50 ходов начинается снова. Считать ходы обязан тот, кто этого потребует. После троекратного повторения с обеих сторон одних и тех же ходов или рядов ходов каждый из противников вправе признать игру ничьей.
  8. Ограниченная рокировка допускается только при известных условиях. При рокировке безразлично, дотронется игрок сперва до короля или до ладьи.
  9. Пешки берутся на проходе (en passant), но не обязательно и лишь тотчас же при ответном ходе. Каждая пешка, дошедшая до первого ряда полей противного лагеря, должна сразу же превратиться в любую фигуру, независимо от того, какие и сколько фигур еще на доске. Таким образом, теоретически допускается с каждой стороны сверхкомплектных: 8 ферзей, ладей, слонов или коней. Без превращения в фигуру проведенная пешка оставаться не может.
Top