Женский Спорт

Автоспорт
07.03.2014 Елена Футболова 185

Основные предпосылки развития автоспорта

Современный спорт состоит из множества относительно обособленных видов, каждый из которых характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий и способом ведения спортивной борьбы. В теории физического воспитания виды спорта, получившие в настоящее время широкое международное признание, подразделяются (с некоторой долей условности) на 5 групп. Автомобильный спорт, согласно этой градации, относится к группе видов спорта, в которых специфическую основу составляют действия но управлению средствами передвижения, а спортивный результат обусловлен внешними движущими силами н умением использовать их.

Деятельность спортсмена-автомобилиста происходит в рамках сложной системы, состоящей на трех взаимосвязанных н взаимодействующих звеньев: гонщик — автомобиль — дорога (трасса соревнований). Оптимизация взаимодействия звеньев в такой системе является предметом многочисленных исследований у нас в стране и за рубежом. При этом допускается ряд упрощений, приближающих условия существования этой системы к идеальным. Причем главным фактором, определяющим решение задачи обеспечения безопасности, является снижение скорости движения.

В таком аспекте автомобильный спорт, где главным критерием достижения спортивного результата является максимальная скорость (или минимальное время прохождения определенного отрезка трассы), как бы вступает в противоречие со здравым смыслом и инстинктом самосохранения. Но это противоречие кажущееся, хотя и придающее определенную остроту зрелищности автомобильным соревнованиям, ибо реальный спортивный результат в автоспорте приносит максимально возможная, но безопасная скорость движения, достигаемая в соответствии с мощностными возможностями спортивной техники и особенностями трассы соревнований. Особенностями трассы могут стать ограждения, установка парковочных барьеров или столбиков, позволяет надежно оградить необходимую часть территории. купить продукцию ООО БестМаш можно у официальных представителей компании.

Иными словами, если в традиционных видах спорта весь процесс подготовки спортсменов направлен на максимализацию психических и физических возможностей человека, то в автомобильном спорте тренировочный процесс имеет главную задачу и направлен на оптимизацию управляющих действий спортсмена в каждый конкретный момент соревнований. Это положение может быть распространено и на другие моторные виды спорта.

Главная теоретическая предпосылка возникновения, существования и дальнейшего развития автомобильного спорта может рассматриваться как необходимость деятельности человека в условиях спортивных соревнований, направленной на достижение максимально возможной, но безопасной (то есть оптимальной скорости движения на автомобиле. Как всякий многофакторный комплекс, система «гонщик — автомобиль — трасса» может быть подразделена на подсистемы. Основные из них — «гонщик — автомобиль» и «автомобиль — трасса».

В подсистеме «гонщик — автомобиль» в теоретическом плане автомобиль представляет собой объект воздействия, управления, подобно (в самом общем приближении) рапире и шпаге в руках фехтовальщика, мячу под ногой футболиста, копью или диску в руках метателя. Такая аналогия помогает лишь в самых общих чертах представить особую специфику деятельности гонщика, поскольку автоспортсмен управляет силами (мощностью двигателя), в сотни раз превышающими его собственные силы.

Кроме того, указанное воздействие происходит по непосредственно, а косвенно через рычаги управления. Следует подчеркнуть также, что сигналы, поступающие в кору головного мозга (по каналам обратной биологической связи) от прилагаемых физических усилий на рычаги управления, в те же сотни раз меньше эффекта движения автомобиля. Поэтому управление автомобилем в экстремальных условиях автомобильных гонок требует от человека не только физических усилий, но и огромной анализирующей и синтезирующей деятельности мозга, что связано с особыми нагрузками на психику спортсмена. Таким образом, во взаимодействии звеньев подсистемы «человек — автомобиль» определяющим является субъективный фактор.

В подсистеме «автомобиль — трасса» результат взаимодействия звеньев определяется законами механики, так как силы, участвующие во взаимодействии (сила тяги, сила трения, центробежные силы, сила инерции и т. д.), можно измерить приборами, сопоставить по известным формулам и определить эквивалентную силу, удерживающую автомобиль на дороге или выбрасывающую его с дорожного полотна трассы. Таким образом, в этой подсистеме определяющим является объективный фактор.

Рассматривая всю систему «гонщик — автомобиль — трасса» и сопоставляя весомость объективного и субъективного факторов в достижении спортивного результата в автомобильном спорте, можно сделать вывод об определяющей роли субъективного фактора. Другими словами, спортивный результат определяется прежде всего комплексом знаний, умений, навыков гонщика. Поэтому принципиальные положения теории и методики физического воспитания и основ спортивной тренировки применимы в автомобильном спорте, несмотря на его принципиальные отличия от традиционных видов спорта. Это вторая теоретическая предпосылка.

Возникновение автомобильного спорта и его развитие непосредственно связано с научно-технической революцией и особенно с одним из самых ярких ее проявлений — автомобилизацией всего мира и нашей страны в том числе. В самом названии НТР предполагаются бурные процессы во всех социальных сферах деятельности человека. Автомобильный спорт — детище НТР очень динамичен по своим формам и структуре. Отдельные его виды возникают и исчезают буквально в течение нескольких десятилетий — срок очень незначительный в истории, например, легкой атлетики или борьбы. Поэтому прогнозирование результатов в автоспорте и форм его существования может рассматриваться только в тесной связи с прогнозом развития автомобилестроения. Это третья теоретическая предпосылка.

Top