Женский Спорт

Бадминтон
01.08.2013 Елена Тарасова 65

Наряду с тренером в процессе обучения активно участвует и спортсмен

В городе Гатчина проведён семинар наставников студенческих команд. Бадминтонисты вели речь о разных путях в обучении спортсменов. Выводы, мы уверены, интересны и для тренеров других видов спорта. О семинаре рассказывают его руководители — доцент, кандидат психологических наук Николай Нечаев, преподаватель психологии Тамара Сытько и заслуженный тренер, мастер спорта по бадминтону Владимир Лифшиц.

На семинаре в Гатчине подробно анализировали третий путь обучения. В его основе «принцип разумного поведения», то есть наряду с тренером в процессе обучения активно участвует и спортсмен. Он не угадывает правильные движения, пробуя и ошибаясь, не подражает наставнику, а учится выполнять такие движения, которые подходят именно ему. Поскольку перед начинающим сразу ставится цель — понять назначение того или иного удара, то осваиваемая техника органически связывается с тактикой. Этот путь обучения, конечно же, не исключает использование средств и двух первых методов. Но в целом это качественно иное, так сказать, осознанное обучение. В основе его лежит концепция поэтапного формирования навыка, выдвинутая психологом и профессором МГУ П. Я. Гальпериным. Суть ее применительно к играм в следующем.

На первом же этапе тренер ставит проблемные вопросы, приучает спортсмена видеть смысл игры. Приступая к освоению конкретного приема, ученик анализирует прежде всего его тактическую направленность — и это служит дальнейшим ориентиром. Стремление к конкретной цели способствует старательному, кропотливому, сознательному труду. Затем тренер совместно с учеником создает общую схему предстоящего действия, порядок его осуществления. Выделяет ориентиры, которых будет придерживаться игрок, обучаясь удару. Например, одним из ориентиров при обучении бадминтониста правильной стойке может быть команда «Кнопки!», о чем мы подробнее расскажем в дальнейшем. По мере освоения конкретного действия ориентиры все время уточняются.

На третьем этапе тренер подкрепляет ориентиры яркими образными сравнениями. При необходимости вводит разного рода ограничители, например коррекция наращенных ногтей, не дающие ученику сильно отклоняться от верных движений. На этом же этапе наставник предлагает воспитаннику разнообразные подводящие упражнения, помогающие ощутить, как говорится, «соль» движения. Четвертый этап — речевое обозначение ориентиров. Ученик обсуждает их с тренером, а затем использует их в виде «самокоманд». Слово становится мощным средством самоконтроля, позволяющим следить за малейшими деталями движения.

Вместе с освоением приема «внешнюю» речь сменяет «внутренняя». Это условно можно считать пятым этапом. Отпадает надобность в части команд. Происходит как бы «свертывание» речи. Слово остается средством уточнения еще не освоенных, самых сложных частей движения. Шестой этап — этап сформированного двигательного навыка. Само действие нуждается лишь в общем контроле. В сознании остаются цели игровых приемов, другими словами, их тактическая направленность.

Top