Женский Спорт

Другой спорт
19.04.2013 Елена Футболова 131

С мячами на бегу

Женский Спорт в Санкт-Петербурге
Спортсмены и цирковые артисты очень часто исполняют одни и те же упражнения. И те, и другие крутят сальто-мортале, флик-фляки, стоят на руках, на голове и т. д. Но между их выступлениями существует принципиальное различие.

Цель спортсмена — достижение физического развития, рекордных результатов и победы над соперником. Цирковые артисты, не устанавливая рекордов, «рассказывают» о силе, красоте и неисчерпаемых возможностях человека. Примеров, свидетельствующих о влиянии спорта на цирковое искусство, очень много. Но из-за ограниченных рамок статьи обратимся к примерам только одного жанра — жонглирования.

В 1930 году великий итальянец Энрико Растелли показал уникальный номер жонглирования футбольными мячами, который стал настоящей сенсацией в цирковом мире. Он появлялся на сцене в костюме футболиста и в течение 30 минут демонстрировал виртуозную технику жонглирования мячами. В одном из трюков, на левой ноге, балансировал на голове, колене и носке правой ноги три футбольных мяча. Затем начинал жонглировать мячами, не дотрагиваясь до них руками. Первый мяч с головы падал на колено, второй с колена опускался на носок ноги, а третий мяч, в свою очередь, точно летел на голову.

В конце номера на манеже устанавливали настоящие футбольные ворота и из публики приглашались вратари-добровольцы. Случалось, что в ворота становились настоящие голкиперы. Перед тем, как нанести точный удар мячом по цели, Растелли исполнял каскад головокружительных комбинаций с мячом, чем отвлекал внимание, и наносил разящий удар в самый неожиданный момент. В городе не было цирка, поэтому приехавшая труппа организовала брезентовый цирк-шапито на центральной площади рядом с памятником землепроходцам. По городу были расклеены афиши с изображением артистов. Представления начинались в семь часов, а по субботам и воскресеньям еще и утром для детей.

Не случайно известный тренер Михаил Якушин, сетуя на низкий уровень исполнительского мастерство футболистов сборной, писал: «В этой связи у меня возникают аналогии с репетициями цирковых артистов, которые, по сути дела, являются теми же тренировками. Особенно хорошо я знаком с работой жонглеров. Чтобы показывать рекордные трюки, необходимы длительные репетиции элементов комбинаций и их связок. Выдающийся в прошлом жонглер итальянец Э. Растелли писал, что он репетирует круглогодично по пять-шесть часов в день. Вот как становятся настоящими мастерами своего дела».

Сегодня у жонглеров самый распространенный предмет реквизита — булава. Изобрел ее американский артист Морис Кронин. который в 1860 году с партнерами показал новый оригинальный номер жонглирования вперекидку булавами. Спортивная булава была тяжелой и непригодной для жонглирования. Поэтому М. Кронин внес в нее ряд конструктивных изменений. Сохраняя бутылкообразную форму, он верхнюю часть булавы сделал пустотелой, состоящей из легких фанерных перекрытий, нанизанных на тонкий стержень, скрепленный с деревянной конусообразной ручкой.

Мы стали свидетелями обратного процесса, когда элементы циркового жонглирования находят применение в отдельных видах спорта. Яркий пример — художественная гимнастика, соединяющая грациозную пластику гимнастических упражнений с хореографией, музыкой и жонглированием. Заслуга спортсменок и их тренеров еще и в том, что они ищут и находят для выступлений совершенно новые, нетрадиционные приемы жонглирования мячом, булавами и обручем. Художественная гимнастика открывает один из путей развития искусства женского жонглирования. Хотелось бы только предостеречь от механического перенесения на цирковой манеж художественной гимнастики. Здесь необходимо творческое осмысление достижений спортсменок с учетом особенностей эстетики и традиций искусства цирка.

В августе 1988 года в Москву приехал известный американский жонглер Альберт Лукас. Однако его приезд не был связан с гастролями в цирке. Он приехал, чтобы участвовать в Московском международном марафоне Мира. Дело в том, что в Соединенных Штатах Америки возник новый вид спорта — бег с жонглированием. Пионером и первым рекордсменом в этом виде спорта был цирковой артист Альберт Лукас. Из Книги Гиннесса мы узнаем, что он, жонглируя тремя мячами, пробегает 100 метров за 12,5 секунд. Но самый престижный рекорд был установлен им в марафоне. Жонглируя тремя мячами, Альберт пробежал 42 километра 195 метров за 3 часа 29 минут 17 секунд. Улучшить свой мировой рекород на Московском международном марафоне Мира Альберту Лукасу не удалось: острая боль в желудке заставила его на 28 километре сойти с дистанции.

В США в беге с жонглированием проводятся уже специальные чемпионаты. Прошлогодний состоялся в Лос-Анджелесе. В беге на 100 и 400 метров чемпионом стал Оуэн Морзе, показавший соответственно 12,1 секунды на стометровке и 57,4 секунды на четырехстах метрах. Альберт Лукас занял второе место. Вместо марафонской дистанции спортсмены состязались в беге на одну милю и на 5 километров. Здесь победителем стал Майк Хебебранд. Его время: 5 минут 16 секунд и 17 минут 35 секунд.

Top