Женский Спорт

Фитнес
20.01.2013 Елена Футболова 594

Консалтинг – всему голова

Значение консалтинга сложно переоценить. Отсутствие квалифицированного совета, особенно на этапе проектирования, строительства, подбора и обучения персонала, может привести к серьезным расходам или даже краху бизнеса.

Практика показывает, что низкая доходность, в первую очередь, наблюдается там, где инвесторы пытаются экономить на консалтинге или грубо вмешиваются в процесс создания и управления клубом. Сегодня фитнес представляет собой серьезный конкурентный бизнес, заниматься которым «для себя» или «из любви к искусству» нельзя.

Какие же тенденции консультационного бизнеса наблюдались в минувшем году? В первую очередь, заметно увеличение спроса, вызванное активным строительством новых клубов. Львиную долю услуг занимает именно консультирование на этапе проектирования и строительства.

На фоне увеличения спроса растет и конкуренция. При этом замечена опасная тенденция снижения качества консультационных услуг из-за появления большого числа новичков, которые не обладают декларируемой квалификацией. В первую очередь, это вызвано тем, что при растущем спросе на консалтинг, в эту сферу приходят бывшие инструкторы и менеджеры среднего звена. При этом, не обладая качественной теоретической базой и достаточно богатым опытом, такие «эксперты» стараются перенести опыт своей работы в одном клубе на другой, который расположен в другом месте, имеет иную социальную атмосферу и совсем не те конкурентные условия. При таком проецировании финальный результат, естественно, получается неутешительным. Причем для инвестора провальность проекта становится очевидной только спустя год или два после начала работы, что надолго отбивает желание развивать данное направление и негативно сказывается на общем имидже фитнес-консалтинга в глазах бизнес-общественности.

Одной из проблем «раннего» возраста можно назвать становление клубной системы как таковой. Во всем цивилизованном мире слово «клуб» подразумевает некий набор высококачественных услуг, гарантированных каждому члену клуба. К сожалению, некоторые фитнес-клубы хоть и позиционируют себя именно как клубы, но на самом деле клубных услуг не предоставляют, а являются, по сути своей, спортивно-оздоровительными центрами с продажей годовых карт.

Как мы уже отмечали, влияние сетевиков на рынок увеличивается с каждым годом, и, не в последнюю очередь, это оказывает влияние на сферу консультационных услуг. Все большее число клиентов обращаются в консалтинговые компании при сетевых клубах. В этом случае уже работающие клубные сети являются живой иллюстрацией успешного консалтинга данной компании, а также обладают достаточно серьезным кадровым ресурсом по сравнению с небольшими компаниями. Но не нужно забывать о высокой заинтересованности сетевого консалтинга в развитии именно собственной сети – опасность поглощения и конкурентную борьбу никто не отменял. В любом случае, консалтинг не однороден и не обладает жесткими стандартами, удовлетворяющими всех. Если одно решение было успешно реализовано в одном клубе, то в таком же соседнем клубе оно работать не будет, и для достижения успеха может потребоваться абсолютно иная реализация. Не последнюю роль играют и личностные отношения. Например, независимые московские клубы предпочитают приглашать известных менеджеров, а региональные клубы – консалтинговые компании.

Индустрия не стоит на месте, развиваясь вслед за изменением экономической ситуации, появляются новые рынки. Открытием уходящего года можно назвать создание и управление спортивно-оздоровительной инфраструктурой элитных коттеджных поселков. Кроме того, появились уже работающие независимые клубы, владельцы которых, получив некоторый опыт работы на рынке, готовы перейти под управление сторонней компании или, наоборот, взять кого-нибудь под свое «крыло». Так что не только открытием новых клубов будет жить консалтинг в следующем году.

Рост конкуренции и непредсказуемость отечественного законодательства будут и дальше провоцировать создание критических ситуаций. Поэтому в целом ожидается увеличение спроса на такие услуги, как антикризисное управление. Еще одним немаловажным источником доходов, как и прежде, будет оставаться обучение персонала, в первую очередь, менеджеров среднего звена, так как именно от их квалификации зависит текущая работа клуба. С открытием новых клубов спрос на специалистов увеличивается, и консультационным фирмам только и остается, что обучать, обучать и еще раз обучать.

Top