Женский Спорт

Фитнес
06.01.2013 Елена Футболова 119

Как тренироваться под музыку?

Женский Спорт
Кто из читателей на собственном опыте, хотя бы раз в жизни, не испытал, как приятная ритмическая музыка во время физкультуры поднимает настроение, облегчает работу, вызывает живительный прилив сил?

Специальные исследования, проведенные со спортсменами, выявили удивительную на первый взгляд закономерность. Целенаправленное музыкальное воздействие на них во время занятий помогает быстрее закреплять двигательные навыки, улучшать технику, повышает в среднем на двадцать пять процентов работоспособность, стимулирует развитие внимания, силы, быстроты, ловкости, выносливости, ускоряет рост спортивных результатов… Вероятно, одним из первых вопросов, невольно возникающих у читателя, будет такой: в чем же тайна такого воздействия музыки? Оказывается, секрет — в благотворной роли порождаемых музыкой положительных эмоций (когда у человека приподнятое настроение, он, как говорят в народе, может горы свернуть), а также в самой природе физиологических процессов — ходьбы, бега, дыхания, сердечных сокращений…

Одна из особенностей нашего организма — способность усваивать ритмы, навязываемые ему извне. Организм как бы настраивается на эти ритмы — ускоряет или замедляет темп своей деятельности. Чаще всего это происходит на подсознательном уровне, без наших волевых усилий, что значительно экономит энергозатраты нервной системы и облегчает управление движениями. Попробуйте, к примеру, станцевать что-либо без музыкального сопровождения — и вы сразу почувствуете, насколько вы стали скованнее. Эффект, как говорится, налицо!

Так почему же не использовать такой эффективный стимулятор, как музыка, в спортивных играх? Вот мы и взялись за специальные исследования. И в конце концов разработали методику музыкальной стимуляции спортсменов. Экспериментально доказали, что не стоит использовать музыку на протяжении всего урока: в ряде случаев она мешает занимающимся. Кроме того, непрерывная музыка быстро надоедает, создает монотонность. Лучше прибегать к ней эпизодически, при многократных повторениях простых или твердо заученных упражнений преимущественно циклического характера, не требующих большого внимания спортсменов. Желательно подбирать музыку по вкусам и интересам занимающихся. Мы ее подразделяли на музыку «врабатывания», «лидирующую» и «успокаивающую». Каковы их особенности?

Музыка «врабатывания» включается в начале разминки и продолжается до ее окончания, обычно в пределах 20 минут. Поскольку разминка волейболистов традиционна и, как правило, не требует от них особого внимания, она хорошо стимулируется музыкальным сопровождением. Музыка должна быть жизнерадостной, с четким ритмом, согласующимся с ритмическим рисунком выполняемых движений, также должен использоваться polar пульсометр. Маршевая музыка хороша для различных вариантов ходьбы и всевозможных общеразвивающих и специальных упражнений во время спокойного движения. Более быстрые мелодии сопровождают бег, прыжки, темповые акробатические и специальные упражнения.

В основной части урока по мере накопления утомления возникает потребность в повторной музыкальной стимуляции волейболистов. Это достигается с помощью «лидирующей» музыки. Она полезна при продолжительном однообразном повторении изученного технического приема или специального упражнения, не требующего пристального внимания спортсменов. Оптимальная длительность музыкальной стимуляции — около 10—12 минут. Музыкальные ритмы соответствуют темпу и ритмическому рисунку упражнений. Весьма эффективно использование «лидирующей» музыки при многократном выполнении вариантов или элементов подачи, передачи, нападающего удара, блокирования…

Нередко в основной части урока тренеры планируют развитие мышечной силы методом повторных динамических усилий, схожих с теми, что обычно проявляются в игре. Как правило, такие задания направлены на многократное повторение упражнений до появления усталости. Тут «лидирующая» музыка становится незаменимым помощником. «Успокаивающая» музыка применяется в заключительной части занятия — за 5—7 минут до конца — и способствует приведению организма спортсменов в спокойное состояние. Подбираемое музыкальное сопровождение — мелодичное, спокойное.

Двухгодичное применение описанной методики использования музыки на занятиях 55 спортсменов Московского авиационного института доказало ее положительное воздействие. Сами спортсмены признались, что выполнять задания под музыку легче и приятнее, чем в обычных условиях. Вывод из эксперимента очевиден: занятия с музыкальным сопровождением можно рекомендовать не только для волейбола, но и для других спортивных игр.

Top