Женский Спорт

Женский футбол
28.02.2013 Константин Бобков 118

Как создается и формируется тренерский авторитет? Часть вторая

Женский Спорт в Санкт-Петербурге
Каким же должен быть настоящий тренерский авторитет? Главным основанием тренерского авторитета должна быть непосредственная работа тренера и его повседневная жизнь, а также его гражданская позиция и поведение. Если тренеры делают порученное им дело добросовестно, с инициативой, если они перед собой поставили большие и доступные цели, если они сами могут себя критически оценивать — это значит, что у них есть тренерский авторитет и не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного, все должно быть естественным.

У авторитета множество слагаемых. Начинается же он, пожалуй, с терпения. Оно необходимо для того, чтобы увидеть, найти добрые ростки у каждого воспитанника, чтобы пробуждать все лучшее в нем, терпеливо развивать способности, стимулировать развитие интереса, пытливости. Профессиональный авторитет тренера только тогда поднимется на настоящую высоту, если это не авторитет хвастуна или выскочки, а авторитет члена команды. Если тренеру удастся воспитать игрока так, чтобы он гордился не только спортивными успехами товарищей, но и их учебными или трудовыми делами, значит воспитан он правильно. Очень важно, чтобы ученики понимали, что в каждой человеческой деятельности есть свои трудности и свои достоинства. Не является исключением в этом вопросе и профессия тренера.

Исходя из вышесказанного, ни в коем случае тренер не должен выглядеть среди своих учеников как рекордсмен по подготовке чемпионов, как некий гений в этой области. Мы живем или работаем в период перемен. И ученикам не безразлично, какую позицию занимает их тренер в этом важном для страны вопросе.

Профессиональный такт воспитателя — это особое чутье на переживание, свойственное психике ученика, умение найти верный тон в разговоре с игроками команды. Общаясь с ними, мы осуждаем, хвалим, наказываем, прощаем. Разумеется, сожалеем, сердимся, негодуем. И тем самым воспитываем. Если тренер живет многогранной жизнью, постоянно экспериментирует в работе, не боится высказать правду в глаза спортивным чиновникам, когда они умышленно выдают игрокам плохую спортивную форму и не желают самокат купить, не обеспечивают современным спортивным инвентарем, — он будет у коллег и игроков иметь авторитет. При этом не думайте, что такой жизнью тренер должен жить «нарочно», чтобы поразить коллег и учеников своей необыкновенностью. Это порочная установка. Тренер должен на самом деле жить естественной жизнью, а не заниматься искусственной ее демонстрацией. Ученики быстро разберутся, где есть правдивая, естественная, а где ложная жизнь.

Настоящий тренер обязательно должен стремиться сказать свое слово в научно-методической мысли, в своем игровом виде спорта, продвинуть ее хоть на шажок вперед, одержать маленькую победу в вечной битве спортсменов со временем. Тренер должен знать, чем живет, чем интересуется, что любит, чего хочет достичь каждый игрок команды в жизни и в спорте. Он также должен знать, с кем игрок дружит, что читает, как воспринимает прочитанное. Какие затруднения у него возникают во время учебы в школе, техникуме, вузе и на работе. Все это тренер должен постоянно держать на контроле, начиная с момента занятия ученика в его команде и до окончания. Исходя из этого, тренер должен так поставить дело в команде, чтобы игроки сами рассказывали о своих делах вне коллектива, чтобы они были заинтересованы в этом вопросе. Как правило, лучшая обстановка для игроков, когда они становятся открытыми для тренера, встречи в семье тренера за чашкой чая (!!!) или в туристическом походе.

В жизни почти каждого игрока настает такой момент, когда он не знает, куда пойти учиться, какой профессией можно овладеть, как нужно поступить в той или иной ситуации, ему нужны совет и помощь. Очень часто игроки не просят тренера о помощи, потому что стесняются или не знают, как это сделать. Исходя из этого, тренер должен сам прийти на помощь ученикам или дать нужный совет. Тренерская помощь не должна быть навязчивой. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ученику самому выбраться из затруднительного положения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия в жизни и решать многие сложные вопросы. Но нужно всегда знать, как игрок решает трудные проблемы, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Нельзя забывать, что если нравственные отношения между тренером и его учениками или тренером и отдельным игроком не складываются, то ответственность за это целиком и полностью несет наставник, как ведущий субъект нравственных отношений в команде.

Мы привыкли повторять, что в спорте, в том числе в игровых видах, ведущая фигура — тренер. Знаем, что далеко не все с нами согласятся, если мы скажем: главная фигура торможения в спорте тоже тренер. Какой? Тренер с авторитарной позицией. Наивно думать, что годы застоя и годы культа личности прошли для некоторых поколений тренеров бесследно, не сформировали в них склонности к административно-волевому давлению на воспитанников. От этой самой авторитарности мы и должны теперь избавляться. Наш брат тренер очень чувствителен к любой критике, а поэтому не считаем лишним подчеркнуть: речь идет о борьбе с позицией, а ни в коем случае не с тренером. Это дело совести и самовоспитания, без которых нельзя претендовать на роль наставника.

…В тренировочном матче Павел Петрович трижды делал замечание нападающему: «Петров, ты не умеешь подавать угловые удары». Петров не спорил, а тренировался. Но на десятый раз не выдержал и с холодной вежливостью попросил: «А вы, Павел Петрович, покажите, как надо».

Авторитетный тренер живет в спорте по принципу: «Делай как я!». Авторитарный придерживается иной позиции: «Делай, как я говорю». Авторитарный и авторитетный. Слова вроде бы перекликаются, а смыслы полярны, они враждуют. Беда в том, что кулак, силовое давление, грубый нажим и прочее в этом духе весьма, к сожалению, популярны в тренерской среде. Как нам привнести в нее авторитет ума, знания, уважения и любви к человеку? Как демократизировать личность игрока и личность тренера, отношения между ними? Вот над чем надо думать. Тренеры без учеников, ученики без тренеров — будет ли продвижение вперед? Нет, думать надо вместе. Наилучшая форма такого совместного раздумья — спор.

Ведь тренеры с опытом понимают, что их единомышленниками являются не те игроки, которые скучновато и послушно «едино мыслят» с ними, а те ученики, которые мыслят по-своему, отважно и бесстрашно. Так можно ли спорить с тренером?

Вчера мы говорили: «Можно». И это ответ вчерашнего дня. Сегодня говорим: «Нужно». Не спорить со своим тренером — значит не уважать ни его труд, ни его самого. Мы любим говорить: «Тренер с большой буквы». Но задумаемся; а разве слово, «игрок» недостойно такого же написания? Представьте себе, какой огромный мир бурлит в душе любого игрока. Постичь его вряд ли возможно сегодня без педагогики сотрудничества, в основе которой встречное движение, сближающее и в итоге возвышающее двоих — тренера и игрока На этом-то маршруте взаимного открытия наше тренерское счастье — счастье наших воспитанников.

Top