Женский Спорт

Волейбол
06.01.2013 Елена Тарасова 119

Как разорвать заколдованный круг

Женский Спорт в Санкт-Петербурге
Судьба нашего женского волейбола в последнее время вызывает все большую озабоченность. И это можно понять. Если проследить путь сборной за двадцать пять лет, то обнаруживается следующая картина. В 1970 году наша команда — чемпион мира, в 1974-м — серебряный призер, в 1978-м — бронзовый, в 1982-м — четвертое место, в 1986-м — шестое.

Тенденция к снижению класса игры сборной имеет вполне реальные причины. R вижу их в первую очередь в недостатках работы детских тренеров. Как правило, молодые наставники менее квалифицированны и поэтому стараются копировать тренеров, работающих со взрослыми командами, в том числе и с командами мастеров. Вроде бы это и неплохо: учиться надо. Но детский тренер озабочен иными задачами — обучить своих подопечных техническим приемам игры и не забыть о себе — надо утвердиться. Идет к этому он кратчайшим путем. Вместо обучения всем техническим приемам он сосредоточивает все внимание на тех, которые дают сиюминутный результат. Едва дети научились перебивать через сетку мяч, как начинаются игры. А дальше — больше. На фоне этой, с позволения сказать, игры начинается следующий этап обучения: любым способом поднять мяч и перебить его через сетку. При такой «методике» предается забвению правильное выполнение технического приема, а на первое место выходит, как и во взрослом волейболе, «его величество очко».

Теперь о тактической подготовке. Как ни странно, тактике уделяется повышенное внимание, большее, чем это требует на самом деле детский волейбол. И тут существует известный трафарет. Основные нападающие у сетки играют, как правило, в четвертой зоне, а перейдя на заднюю линию — в пятой. Вспомогательные нападающие и разыгрывающие также играют строго в своих зонах, то есть с самых первых шагов в волейболе дети зажаты узкими рамками. В подборе и подготовке разводящих игроков тоже существует негативный стереотип. А именно: на эту роль, опять-таки в целях достижения быстрого результата, подбираются дети, которые на этот момент лучше других освоили передачу сверху. Но этого слишком мало для определения ребенка на роль связующего.

Если для связующих умение играть в иных амплуа вызвано необходимостью, то для нападающих узкая специализация на ранней стадии обучения просто вредна. Этот вред становится особенно ощутимым во взрослом волейболе. Помнится, на проходившем в Челябинске туре чемпионата страны 1986 года был такой характерный случай. Встречались АДК и «Медин». После трех партий счет 2:1 в пользу алмаатинок. И тут тренер одесситок делает замену: вместо лидера атак Соколовской выпускает на поле менее известную Кочневу. Результат превзошел ожидания.

Команда «Медин» выиграла две партии, а вместе с ними и встречу. Что же произошло? Казалось бы, тренер поступил опрометчиво. Но ларчик открывался просто: блокирующие команды АДК приспособились к однообразной игре Соколовской в нападении. А перестроиться она не могла. И не вина, а скорее беда Соколовской, которая не без основания считалась одной из сильнейших наших нападающих, что кроме силы удара от нее в «Медине» ничего не требовали. Вот наглядный пример узкой специализации.

Обучение волейболу начинается обычно в раннем возрасте. И не только в волейболе, наприер шахматные задачи сайта http://chesspuzzle.ru можно решать уже дошкольникам. Дети приходят играть. Если мы заглянем в словарь Даля, то под этим словом обнаружим следующее: «шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить вреуя потехой…». И восьмилетние дети иначе себе и не представляют толкование слова «играть». Но вот их тренеры к сожалению, забывают об этом. В их терминологии часто звучит слово «работай!». Таким образом, вольно или невольно на самой ранней стадии обучения исключается главное — игровое начало. И далее, попадая в прокрустово ложе узкой специализации (на мой взгляд, скрытой форме натаскивания), дети теряют индивидуальность, право на инициативу, самостоятельность. Все то, о чем я говорила, напоминает заколдованный круг. Можно ли его расколдовать? Можно.

Передача сверху нужна всем, а не только разыгрывающим

Передача сверху нужна всем, а не только разыгрывающим. Освоив ее, каждая волейболистка приобретет дополнительный навык, которым можно воспользоваться в различных игровых ситуациях. В тактическом арсенале команды появится незаслуженно забытый прием — нападающий удар с первой передачи или с откидки. Это одно. И второе. На фоне всеобщего раннего обучения передаче сверху выбор на роль разыгрывающей самой дефицитной в волейболе, будет, естественно, более широким. Передача снизу. О ней разговор особый. Именно эта передача — источник большинства неудачных выступлений команд. Недостаточно владея этим техническим приемом, волейболистки часто ошибаются, принимая подачу соперника, и ненадежно играют в обороне. И эта ниточка тянется от детского волейбола ко взрослому.

Главная причина ошибок — отсутствие единого толкования техники передачи снизу. Поэтому молодые тренеры обучают приему так, как сами это представляют. Но поскольку подаче можно обучить быстрее и проще и с ее помощью выиграть очко, то молодой тренер охотнее занимается совершенствованием подачи в ущерб передаче. Таким образом, начиная с детского волейбола, создается диспропорция в овладении этими двумя приемами. И еще об одном. Наблюдая игры первенства, обращаешь внимание на то, как волейболистки, часто и неоправданно отбивая мяч передачей снизу, опускаются на колени. На игры смотрят юные волейболистки, их тренеры — и берут этот элемент на вооружение, считая его чуть ли не главным.

И еще несколько слов о подаче, нападающем ударе и блокировании. Им уделяется достаточно много внимания. Хотелось бы только лишний раз напомнить, что в детских командах нападать и блокировать нужно учить во всех зонах. Кроме этого, каждый нападающий должен научиться атаковать первым и вторым темпом.

Все, что здесь написано, — во имя игры. Той самой, которая радовала нас раньше. Живая, азартная, самоотверженная. Все то, о чем здесь говорилось, в полной мере относится и к челябинской школе, которую не причисляют к лучшим в республике. Она не имеет своей спортивной базы. Ее команды довольно редко фигурируют в числе призеров и победителей российских детских соревнований. Но тем не менее, когда «Политехник» вошел в высшую лигу, в его стартовом составе играло пять выпускниц школы челябинского гороно. Вроде бы и неплохо. Если бы не одна деталь. Тренеру «Политехника» А. В. Макагонову потребовалось пять долгих лет, чтобы довести выпускниц школы до уровня мастерства игроков высшей лиги.

Сейчас же — дело иное. Тех долгих пяти лет на доработку у тренера высшей лиги нет. У него заботы другие. Но резерв необходим, так как команда должна играть сегодня, и завтра, и послезавтра. А где же выход? Выход только один — создать мощное промежуточное звено между школой и командой мастеров, в основу которого положить подготовку высококлассных волейболисток. В этом, кстати, и заключается секрет успехов «Уралочки», сумевшей перестроиться на новые формы работы гораздо раньше, чем другие клубы высшей лиги.

Top