Женский Спорт

Фитнес
07.10.2011 Константин Бобков 101

Инструктор по фитнесу или учитель йоги?

Женский Спорт
Сравнивать преподавателя фитнес-дисциплин и преподавателя йоги не очень корректно. Как справедливо заметила Екатерина Сивакова, сертифицированный преподаватель хатхайоги Аштанга йога-центра, «невозможно сравнивать инструктора групповых занятий по аэробике и учителя йоги: это все равно, что сравнивать преподавателя хореографии и преподавателя бокса. Почему они разные? Да просто они обучают совершенно несопоставимым дисциплинам!»

Возможны условные параллели между преподаванием различных танцевальных направлений и типов аэробных занятий, даже между аэробными и силовыми тренировками. Но фитнес и йога – настолько разные направления работы над собой, что и их преподавание не может строиться однотипно.

Если мы говорим о преподавании каких-либо фитнес-направлений, то инструктор видит своей задачей достижение поставленной клиентом цели, итогом их совместной деятельности будет хорошая физическая форма, выполнение базовых движений программы и так далее. Йога для женщин – это очень тонкая практика, это душевная и духовная работа, сложно отследить конечный результат. Ответственность тут гораздо больше. Йога в принципе – совершенно иной мир. Поэтому и преподавание йоги так не похоже на преподавание в фитнесе. Преподавание йоги – это глубинный процесс, для кого-то становящийся со временем жизненно важной необходимостью. Получение знаний от действительно серьезного преподавателя йоги может быть бесконечным, причем эти знания направлены внутрь человека, а не на его внешние данные. А фитнес решает иные задачи, но это и прекрасно: все должно быть на своих местах. Каждый из преподавателей должен задать себе вопрос: «Чем я могу помочь как специалист этому человеку?» – и решать его на своем уровне. Другое дело, что внутренний диалог с самим собой у многих персональных тренеров упирается в вопрос, сколько денежных знаков принесет ему общение с клиентом. В йоге же такой подход невозможен в силу этических установок преподавателей, которые работают на совершенно ином уровне.

«Непохожесть» преподавателя йоги выражается во многих аспектах. Прежде всего – в необходимости постоянно практиковаться лично. Если, например, для инструктора по аэробике несколько занятий с клиентами – уже практика сама по себе, то в йоге дело обстоит совершенно иначе. Главное профессионально-этическое требование к преподавателю йоги – будучи учителем, оставаться учеником, после начала преподавательской деятельности в течение первых 5-7 лет преподавания необходимо находиться в тесном контакте со своими собственными учителями, продолжать учиться у них так же, как это было до начала преподавания.

Указанные 5-7 лет – минимальный срок для того, чтобы обрести полноценную способность к саморазвитию в практике йоги. Если человек утратил интенсивный контакт с учителем раньше этого срока, он гарантированно закрывает себе путь к прогрессу. Существуют наблюдения, как начинающие преподаватели раньше времени покидают учителя и уезжают «поднимать» какую-то свою «целину», не приобретя достаточного «ускорения». В результате все заканчивается замыканием в границах уже полученных знаний, причем эта ограниченность вольно или невольно транслируется преподавателем и на учеников.

Важно также помнить, что есть прямая зависимость между временем, уделяемым личной практике, и количеством занятий, которые преподаватель может качественно провести. Предельное соотношение между этими видами деятельности давно известно: качественно преподавать можно ровно столько времени, сколько занимаешься сам. Например, чтобы провести два полуторачасовых занятия в день, преподавателю необходимо посвятить три часа в день собственной практике. Отсюда следует, что, уделяя профессиональной деятельности 8-9 часов в день, квалифицированный преподаватель может предложить своему работодателю не более двух полноценных (полуторачасовых) занятий в день.

То обстоятельство, что на занятиях преподаватель тоже принимает те или иные позы, никак не меняет дела – личная практика в корне отличается от демонстрации поз ученикам во время занятий. На занятиях преподаватель работает не над собой, а над своими учениками, он не добивается собственного прогресса, а помогает прогрессировать другим. Этот принципиальный момент часто ускользает от менеджеров и других участников бизнес-процесса в сфере фитнеса. Грамотные преподаватели йоги жалуются на то, что руководство отказывается предоставлять время и залы для личной практики и настаивает на увеличении количества занятий до пяти и более в день. Выход из этих трудностей заключается в разъяснении всем заинтересованным сторонам специфики йоги и условий ее качественного преподавания. Также, что, если посетители клуба будут знать, что их преподаватель ежедневно уделяет собственной практике три часа и ведет только два урока в день, это убедит их в качестве предлагаемой услуги лучше других аргументов.

Вполне очевидно также, что сам факт преподавания становится возможным только после длительного собственного обучения в качестве ученика. Прежде чем начать преподавать, человек сам длительное время является учеником, постигает суть йоги, занимается для себя. Со временем увлеченность преобразуется в желание поделиться полученными знаниями и опытом с другими людьми. Скажем, у нас в центре продвинутому ученику руководители предлагают взять группу, если видят в самом человеке такое желание.

На сегодняшний момент не существует интенсивных курсов (наподобие ряда имеющихся в фитнес-индустрии, когда физически активный человек теоретически может освоить ту или иную фитнес-технику и начать преподавать), которые «готовят учителя йоги с нуля». И такого никогда не будет в силу специфики направления. В йоге идет очень серьезная работа с внутренним миром, с самосознанием, с эмоциями и духом человека посредством работы с телом, чтобы можно было доверить пусть даже одного-двух людей человеку, не прошедшему личное обучение.

Тем не менее, некоторые фитнес-инструкторы всерьез задумываются о возможности «переквалифицироваться» на йогу. Такая практика полностью исключена. Беда в том, что фитнес-инструктор не всегда понимает, с какими материями работают йоги. Это не только тело – это, в первую очередь, внутренний мир. Заражаясь идеей повторить причудливые асаны, они забывают о том, что это не просто позы, которые надо принять (и принять правильно). Асаны (формы) показывают нам наше единство со всем сущим (физическое воздействие – освобождение от телесных немощей, чтобы в этом теле сделать много полезного). Мы выполняем асану, становимся ничем не отличными от нее, живем в ней. Все это может привести к травмам, а подчас и страшным диагнозам даже у инструкторов с хорошей физической подготовкой.

Таким образом, обучение возможно только после собственной практики. И обучение в серьезных и известных организациях, а не на каких-либо абстрактных курсах. Лет семь назад двое подруг – у обоих пять лет школы Айенгара – решили посетить одни из курсов. Сдавая экзамены преподавателям, они приобрели в их лице учеников. Они так много для себя открыли нового, когда подруги пятнадцать минут им рассказывали про построение париврита-паршваконасаны! И что самое обидное – ситуация на сегодня не так уж сильно изменилась, так что заниматься следует только у профессионалов и учиться именно йоге, а не какому-либо суррогату.

Top