Женский Спорт

Женский футбол
22.07.2013 Manchester United 294

Идеальный тренер. Продолжение…

Итак, господа, продолжим наши изыскания. Ранее мною была рассмотрена статья о тренерских авторитетах, которые, как видно, в большей части носят почему-то негативный характер, как бы предупреждая читателя от том, каким тренером быть НЕ НУЖНО! Тем не менее, сразу в нескольких случаях мне удалось поймать автора за руку, так как обличительная составляющая была подобрана однобоко, бездоказательно и без должного знания предмета. Неудивительно, что фамилия автора не Липпи, не Капелло и не Хиддинк. Между тем, методическая ценность подобного материала, на мой взгляд, должна заключаться несколько в ином, а именно в сравнительном анализе основных черт характера и методик работы, присущих тренерам, чтобы читатель сам мог выбрать и, впоследствии стать таким тренером, каким НУЖНО! Но, как я уже ранее озвучивал, к сожалению, желающих погреть руки на спортивной «чернухе» в России больше, чем истинных борцов за высокие спортивные достижения страны и ее представителей на мировой арене, что уже много лет подтверждает наша футбольная сборная.

Однако, вернемся к 3-й статье о тренере. В ней тоже можно отметить довольно много спорных и оттого интересных для обсуждения аспектов жизнедеятельности тренера, на которые делается упор. Лейтмотивом данного повествования, так же как и в предыдущих случаях, является «педагогическая» линия, которой автор уделяет повышенное внимание, как бы ставя ее в оппозицию линии чисто спортивной, то есть результату.

  • Цитирую: «Именно поэтому тренер, на мой взгляд, не должен стремиться к успеху за счет форсирования подготовки своих подопечных, помня, что такой подход поставит под сомнение его профессиональные знания.»

    Уникальный тезис. То есть, если верить написанному, получается, что тренер, способный в кратчайшие сроки подготовить игроков и команду к борьбе за самые высокие места, имеет меньше знаний, чем недотепа, который сутками занимается неизвестно чем, упуская драгоценное время, чтобы обучить игроков и команду соревноваться с лучшими, воспитывая в них психологию победителя и уверенность в собственных силах. Ни одна нормальная спортшкола не возьмет на работу такого непродуктивного специалиста.

  • Цитирую: «Подготовка чемпионов не должна являться основной целью тренера в работе с коллективом.»

    Красивые слова и не более. Сказать подобное всегда легче, чем сделать. Безусловно, муштровать еще не сформировавшихся игроков, «затачивая» их под позицию, для достижения сиюминутного успеха – не очень дальновидно. Однако, научить команду побеждать за счет грамотного моделирования игры тоже важнейший аспект в подготовке ее игроков. Понимание игроком всех «плюсов» и «минусов» своего амплуа также не менее ценно, чем его всестороннее развитие. Простой пример. Ни один великий игрок не был универсалом. Бекхэм, Зидан, Баджо, Роналду, Мальдини, Джеррард, Лэмпард, Месси и прочие. Все эти кумиры миллионов — короли только в своей стезе, за счет которой и прославились, максимально реализовав себя и свои сильные качества именно там. Универсалов же, готовых сыграть сразу на нескольких – миллионы, однако футболки с их фамилиями не расходятся такими же миллионными тиражами, популяризуя великую игру. Почему? Ответ прост. Нельзя сидеть на двух стульях и гоняться за двумя зайцами. Во истину, качественно можно делать только что-то одно, концентрируя на этом всего себя. Только тогда можно получить что-то, действительно, уникальное.

  • Цитирую: «Тренер нередко допускает ошибку, концентрируя все внимание на сильнейших игроках команды в ущерб другим. Подобное отношение быстро становится очевидным для остальных и приведет к тому, что от такого подхода будут страдать все ученики. Сильнейшие начинают чувствовать угнетающую тяжесть возложенного на их плечи, другие — деморализующее влияние внутреннего недовольства.»

    История известная и оттого банальная. И теперь, к сожалению, так происходить будет все чаще и чаще, так как премирование тренеров за подготовку игроков теперь введено официально. Тренер тоже не за хлеб и воду работает. И тоже хочет жить по-человечески. Поэтому большинство сконцентрируется на наиболее одаренных воспитанниках с целью в последующем иметь хоть какие-то шансы что-то получить взамен. И поделать с этим ничего нельзя. Это – жизнь, и каждый хочет прожить ее красиво. Даже тренер в рваных трениках, фамилию которого никто и не вспомнит, когда его воспитанник станет звездой. Вот вы знаете тренеров мировых звезд? Вот именно, что нет! Так пусть хотя бы что-то им перепадет. Тоже люди ведь.

  • Цитирую: «Тренер, которого спортсмен интересует только с точки зрения его спортивных успехов, добьется меньшего, чем тот, который проявляет подлинный интерес к всестороннему развитию игрока.»

    Откуда такие данные? Есть статистика? Примеры? Бездоказательное утверждение и не более. Скорее, если тренер будет забивать себе голову проблемами Иванова в семье, «двойками» Петрова в школе и всеми девочками Сидорова, то он свихнется раньше, чем вообще хоть кого-нибудь из них мяч принять научит.

  • Цитирую: «Есть готовящие спортсменов высокого класса тренеры, которые часто жалуются на то, что они годами не бывают в отпуске. Они никогда не поручают другим специалистам выполнение каких-либо дел, связанных с подготовкой и выступлением своих воспитанников на соревнованиях, так как уверены, что никто другой не сделает это так, как они. Эти тренеры, годами находясь на различного рода сборах, довольно часто мало внимания уделяют семьям, работают, как принято говорить в тренерской среде, «на износ», зарабатывают уйму болячек — гастриты, язвы, неврозы… Встречаются, однако, и тренеры, которые не «горят» на работе, которых мало интересуют спортивные достижения воспитанников, тренеры, работающие «от сих до сих». Не буду ставить вопрос, кто из этих тренеров не прав по отношению к своей профессии. Скажу лишь, что у них разные жизненные цели.»

    По-видимому, автор статьи забыл, что тренер это не какое-то там эфемерное призвание, а профессия. А именно — работа, за которую платят соответствующие деньги. Поэтому абсолютно не важно, в каком ритме предпочитает работать тот или иной тренер. Конечной целью, в любом случае, является зарплата, на которую он сможет прокормить себя и семью. Поэтому как раз цели-то у тренеров абсолютно одинаковые, равно как у плотников, столяров и представителей других профессий.

  • Приведу две цитаты:
    1. «Тренер — лидер своей команды. Он в первую очередь ответствен за создание и поддержание хорошего настроения в коллективе.»
    2. «Если тренер считает, что в создании дружного коллектива значительную роль сыграла его личность, то тем самым он умаляет вклад в это игроков команды и других людей.»

    Что-то тут явно не сходится, друзья. Получается, если верить 1 тезису, то тренер больше всех отвечает за коллектив, а в пункте 2 сказано, что если коллектив, действительно, получился и тренер осознает, то он автоматически переходит в разряд этакого эгоиста с огромным самомнением. Казуистика какая-то… Легендарный Фома Аквинский со своими постулатами просто отдыхает в сравнении с автором статьи.

Итак, уважаемые тренеры, подводя краткий итог всем этим «шедеврам» эпистолярного жанра, хотелось бы с грустью отметить, что вы снова оказались в меньшинстве. Вновь, крючкотворам удалось, уйдя от спортивной составляющей вашей работы, перевести разговор в плоскость теоретики на тему: «Что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО?» И это при том, что фамилии самих писателей не блистают в списках лучших тренеров или игроков даже низших российских (советских) лиг. Тем, не менее, некоторые интересные мысли можно почерпнуть даже из этих, пусть и весьма сомнительного происхождения, творений, ибо все мы помним и знаем, что истина рождается в споре.

За сим прощаюсь и желаю здравствовать и авторам статей и тренерам, которые их прочтут!

—-
От редакции: если у вас появилось желание ответить автору статьи и написать собственный материал, но не знаете как опубликовать статью на нашем сайте, обратите внимание на страницу «Контакты». И напоминаем, что мнение редактора не всегда совпадает с мнением автора, просим только придерживаться рамок приличия.

Top