Женский Спорт

Фитнес
20.07.2012 Елена Футболова 136

Фитнес для тех, кому за 3

Спектр предложений танцевальных направлений детского фитнеса не так широк, как всевозможные вариации для взрослых. Но значит ли это, что детские танцы не востребованы или не нужны? Есть ли варианты для дальнейшего развития этого направления в рамках фитнес-клуба и танцевальных студий?

А все ли возрасты покорны?

Все мы отлично знаем: между подростками 16 и 18 лет разница уже существенно меньше, чем между детьми трех – пяти лет. В этом возрасте развитие идет особыми темпами и по своим законам. Не секрет, что и все программы для детей, в том числе и танцевальные, существенно упрощены и адаптированы в соответствии с представлениями о развитии ребенка и его возможностях на разных стадиях роста. Существуют, скажем, стандарты времени занятий и особенный подход к учащимся. Дети менее упорны и внимательны на длительных уроках. Их живости и восприимчивости хватает на меньшее время, поэтому в клубах занятия для них стараются делать разноплановыми и более короткими.

Влад Петров (координатор танцевального направления сети клубов World Class) считает, что детям такие занятия необходимы, но всегда нужно делать их недлинными и интересными: «Танцы необходимы детям и как фитнес, и как общая культура. В определенном смысле, каждое занятие – это еще и небольшое ответственное приключение: без поддержки взрослых окунуться в мир танцев, обзавестись специальной обувью и костюмом, провести 45 минут самостоятельных занятий в группе по 10–15 человек. Это увлекает!».

Также существуют примерные возрастные пороги для групп занимающихся: от 3 до 6 лет, от 7 до 9–10 лет и от 11–12 и старше. При этом очевидно, что малышам дают самые общие курсы – для ознакомления с пластикой и движением под музыку, ребятам постарше предлагают более продвинутые направления, а уже подростки познают все современные форматы танцевальных направлений.

Так, в качестве довольно типичной системы детских танцевальных уроков в клубе можно привести пример Dr. Loder’а. Программа Rhythm Baby для детей 3–5 лет – азы ритмики для самых маленьких, упражнения преподносятся в игровой форме, дети учатся двигаться под музыку, у них развивается музыкальный слух, координация движений, внимание и эмоциональность. Основы Rhythm Dance также есть для детей постарше – 6–9 лет, но им уже предложат еще и Classic Dance (классический балет), Folk Dance (с элементами народных танцев), FitBall (все-таки менее танцевальный, но необходимый для развития координации, осанки фитнес-урок). Ну а Street Dance и Сlub Dance для начинающих танцоров хип-хопа, фанка, брейка или хауса – уже прерогатива 10–15-летних тинейджеров.

В принципе, подобным образом построены и занятия во многих сетевых клубах. Например, Влад Петров так описывает созданную в сети систему: «В клубах World Class танцевальные программы рассчитаны на детей от 3 лет. Всего же несколько основных направлений: хореография (основы классического балета), граффити (для тинейджеров на основе фанка, хип-хопа и других современных направлений), спортивные бальные танцы для ребят от 3 до 6 лет (программа стала популярной после телевизионной передачи «Танцы со звездами»), диско. Эти программы стандартны для всех клубов нашей сети».

Чуть больше свободы в этом контексте у танцевальных студий, которые сейчас появляются на базе сетевых клубов (например, Танцевальной студии «Планеты Фитнес» на Мосфильмовской или Школы танцев «ФизКульт»). Их свобода объясняется узостью направления. «Мы всегда говорим родителям, что детей они приводят к нам не как в фитнес-клуб, а как именно в студию танца!» – заверяет Алексей Поротиков, координатор Танцевальной студии «Планеты Фитнес» на Мосфильмовской. Между тем, если проанализировать рынок существующих услуг в фитнес-клубах и студиях танца, существенной разницы мы все равно не обнаружим.

Вот что рассказывает о программах клуба сам Алексей Поротиков: «У нас представлены несколько направлений танцевальных уроков для детей, причем с учетом полноценных занятий на протяжении девяти учебных месяцев и летним повтором пройденного. Для разных возрастных групп предусмотрены разные программы. Детям 5–6 лет мы предлагаем введение в хореографию (основы танцевального искусства, где ребята учатся слушать музыку, знакомятся с основными понятиями: что такое фас, диагональ, подскок, полечка и т.п. – это базовый классический класс), арт-класс (основы актерского мастерства – это для замкнутых и закрытых ребят, которые уже после 2–3 месяцев начинают улыбаться и проявлять свои таланты, в том числе танцевальные), спортивные бальные танцы и гимнастику (тут и растяжка, и общая физическая подготовка, и своеобразная пластика).

Для ребят 7–9 лет есть такие направления: классический танец (прорабатываем осанку, развиваем корпус, координацию), постановка танца (наши ученики целенаправленно разучивают композиции, с которыми потом выступают на конкурсах, праздниках и всевозможных мероприятиях), гимнастика, арт-класс, спортивные бальные танцы и клубный танец (разностороннее развитие танцевальных навыков при ознакомлении со всеми современными стилями типа хауса, r’n’b, хип-хоп и др. – такому подростку будет проще в дальнейшем совершенствоваться в полученных навыках). Для ребят 10–12 лет также представлены арт-класс, гимнастика, бальные, клубные, а вот уже классическую хореографию мы здесь не даем, потому что искренне считаем, что к основам танца такого стиля следует привыкать с малых лет».

Развиваем танцы

Как видим, программы танцевального направления именно для детей не так уж и разнообразны. Почему так происходит? Скорее, все дело в небольшой целесообразности нововведений. Действительно, зачем маленькому клиенту избыточные углубленные знания, когда изначально все должно быть направлено на общее развитие?

«Тут нужно объяснить, – считает Влад Петров, – что танцевальные программы именно для детей – не самое свободно развивающееся направление: довольно ограничены возможности нововведений. Дети – все-таки не взрослые, им избыточен для ознакомления с хореографией тот же белли-дэнс, та же латина. Мы даем более объемные курсы, где ребята учатся слушать и слышать, координировать, здесь они улучшают осанку, походку, музыкальность. А потом, уже будучи подростками, они смогут выбрать, что им интересно из взрослых программ, будь то ривер-дэнс, танго или индийские танцы».

Алексей Поротиков добавляет, что «имеющиеся сейчас в студии программы, в которых представлены ключевые направления, уже с самого начала были подобраны по принципу возрастной дифференциации и пожеланий родителей малышей и самих ребят, поэтому при таком подходе новых программ никто и не ожидает, да им и попросту не откуда взяться».

Достаточными – в русле только первичного ознакомления – видит занятия для дошколят и младшеклассников и Левченкова Татьяна, к.п.н., доцент кафедры педагогики РГУФК, директор специализированного центра для детей «Фитбол»: «Как известно, в серьезный спорт (гимнастику, фигурное катание) и в серьезные танцы детей вводят с самых малых лет – это основа тренировок всех сложнокоординационных направлений (от простого к сложному), а потому неудивителен такой подход – начинать следует с самых незамысловатых упражнений и развития общей культуры».

Между тем, каждому родителю хочется найти для своего ребенка что-то новое и особенное, а каждому фитнес-клубу или танцевальной студии – подарить эту возможность своим клиентам. И потому каждый клуб (студия) старается найти новую точку зрения на занятия танцами и позиционировать себя в соответствии с особенностями своего подхода. Тоже самое касается и детской спортивной одежды. Для детей разработана специальная линейка спортивной одежды в которой удобно заниматься фитнесом и спортом. Впрочем вы сами в этом можете убедится посмотрев каталог детской одежды на странице http://www.wildberries.ru/catalog/3/child.aspx. А какие же еще это нестандартные подходы, которые центры готовы предлагать клиентам? Один из вариантов – создать непосредственно танцевальную студию на базе сети клубов. Конечно, как уже было сказано выше, тут важно адекватно проинформировать родителей и детей, сделать акцент именно на танцевальной, а не на фитнес-составляющей.

Рассказывает Анжелика Кондратенко, управляющая Школой танцев сети клубов «ФизКульт»: «Наша школа танцев – совсем молодой проект. В настоящее время по нашим направлениям только набираются группы. На джаз-модерн и современную хореографию с элементами танцевальной акробатики (ведет Юлия Цыганкова, признанный мастер направления) ходят своеобразные мини-группы по 3–4 человека в возрасте 8–13 лет или дети занимаются персонально, на нижний брейк-дэнс приходят порядка 6 мальчишек 13–19 лет. Также идет набор в группы бальных танцев и на socks-дэнс. В профессиональном фитнесе это называется foot back – все то же жонглирование набивным носком под определенную музыку (r’n’b и подобная). И по столь привычному молодежи времяпрепровождению даже проводятся соревнования!

Такое временное небольшое количество клиентов объясняется очень просто: наша школа работает на базе фитнес-клуба, куда люди изначально идут именно на фитнес. Но поскольку мы предлагаем массу танцевальных направлений для взрослых и для детей, думаю, что надо просто немного подождать и поближе познакомиться. Уверена, многие мамы и папы будут рады отдать детей на танцы, ведь каждая программа – полезна. Так, джаз-модерн комплексно развивает координацию, пластику, позволяет телу лучше функционировать (сложные связки развивают умение конечностей двигаться в своем ритме, по своему заданию – это называется «изолированное движение»). Нижний брейк отлично развивает мышцы, особенно верхний пояс, укрепляет мышцы ног, рук, плеч, обучает навыкам концентрации, нетравматичного падения, группировки, накачивает пресс. Но при этом все уроки в своей основе имеют более глобальный подход. Они строятся по принципу сочетания в одном уроке разминки, блока на общую координацию, силу, пластику (классический танец, подготовка тела) и блока по избранному направлению. То есть каждое наше занятие – это и фитнес, и основы танца, и специфика отдельного жанра».

Кстати, есть у танцевальных студий и еще одно существенное преимущество – преподавательский состав. Как правило, в узконаправленные студии приглашаются специалисты конкретных направлений, а что касается детей – то и с опытом специфической педагогической работы. Это видно и из примера выше, это же подтверждает и Алексей Поротиков, рассказывая о своей Танцевальной студии: «Мы по праву можем гордиться своим инструкторским составом: это лучшие профессионалы в своей области. Так, классический танец и гимнастику ведет для детей Илья Кузнецов, представитель Московского хореографического училища, спортивные бальные танцы – Ольга Малкина, неоднократная обладательница чемпионских титулов, арт-класс – Тамила Булгакова, также представитель МХУ, преподаватель театральных студий и педагог в ансамбле танца Игоря Моисеева, клубный танец – Джексон Пьер, введение в хореографию и постановку танца – Татьяна Поротикова, отдавшая 7 лет ансамблю «Ритмы детства» и имеющая колоссальный опыт в работе с детьми, в том числе с психологической точки зрения. Уровень наших мастеров также подчеркивает, что мы – не фитнес, а именно танцевальная студия на базе сети».

Еще одним вариантом создания уникальных программ для детей на базе танцев является сочетание двигательной активности с иными занятиями, как в детском центре «Фитбол». «В настоящее время у нас открывается новый клуб для детей, – рассказывает Татьяна Левченкова, – значит, в нем появятся и новые танцевальные уроки, но нельзя сказать, что это будет новшество в прямом смысле слова – мы предпочитаем продвигать уже имеющиеся у нас концепции. Скажем, танцевальные уроки идут у нас в комплексных программах для детей – в сочетании с рукоделием или школой моделей или прочими занятиями. Мы воспитываем культуру движения и пластику, умение владеть своим телом, вырабатываем осанку, умение двигаться грациозно и красиво, а заодно находим ребятам игры и увлечения из других областей, чтобы вырастить их более открытыми и всесторонне развитыми. Ведь понятие детского фитнеса уже давно переросло просто физическую активность. Тенденция такова, что от танцевальных и фитнес-студий ждут более широкого развития ребенка, в том числе и социальной адаптации, и общей культуры, и многого другого».

Но что же делать клубам, которые по ряду причин не готовы ни переквалифицироваться в танцевальные студии или открывать таковые у себя в помещениях, ни пересматривать систему построения урока, вводя нетанцевальные элементы? Для них тоже есть решение, но, скорее, дипломатического характера. Вот что советует Влад Петров: «Решением проблемы отсутствия существенных нововведений в детских танцах у нас в сети клубов стала популярность персональных занятий танцами. Так, каждого профессионального инструктора любого направления родители могут ангажировать на персональный тренинг собственного ребенка, если ему захочется попробовать себя в каком-то конкретном направлении».

Впрочем, возможно, что сама необходимость введения каких-то новых и несказанно продвинутых танцевальных уроков для детей – и не необходимость вовсе? Ведь, по большому счету, важно, чтобы ребенок получал свою долю физической и психологической активности. Это он сполна может получить и при самых типичных занятиях. Нужно только, чтобы помимо самих танцев были обязательно предусмотрены показательные выступления – будь то праздничные клубные мероприятия, танцевальные конкурсы или городские и окружные праздники в районах. Пусть ребенок и его родители видят прогресс и успех – тогда они, возможно, не будут ждать ежегодного обновления сетки расписания.

Top