Женский Спорт

Личности
30.01.2012 Константин Бобков 103

Двенадцатый игрок

Федор Погорелов стал известен широким кругам болельщиков «Зенита» как ведущий телевизионного ток-шоу «Двенадцатый игрок». Теперь он главный редактор «Радио «Зенит» и наш сегодняшний собеседник.

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

Федор, вы уже почувствовали разницу между телевизионной и радиожурналистикой?
Безусловно, телевидение и радио, как говорят в Одессе, — это две большие разницы. С одной стороны, мне сейчас не приходится думать о прическе, о цвете лица и об одежде. Радиостанция позволяет летом ходить на работу в футболке и шортах — на качестве эфира это никак не скажется. С другой стороны, на телевидении огромную роль играет «картинка», многое можно показать и рассказать движением, немой паузой, мимикой, выражением глаз… Из всего этого арсенала на радио применима разве что немая пауза, да и то это сложный элемент, который может прозвучать как брак в эфире. Еще работая на телевидении, не являясь профессиональным ведущим, я целенаправленно занимался речью. Сейчас занятия пришлось возобновить. Связность и плавность речи, четкость артикуляции, умение произносить много слов за короткий отрезок времени — это то, что составляет 90 процентов моего «производственного романа».

Но и телевизионные навыки не остались невостребованными…
Естественно. Так получилось, что большая часть моей телевизионной карьеры — ток-шоу «Двенадцатый игрок» — была связана непосредственно с интервьюированием. Этим же я занимался на протяжении многих лет, будучи студентом-социологом. Одним из методов социологии является неформализованное глубинное интервью. Этот же жанр активно используется и на радио. Есть гость, инужно сделать так, чтобы разговор получился интересным и для него, и для радиослушателей.

Ваш переход от социологии к журналистике — случайность?
Да притом счастливейшаяв моей жизни. Я рассчитывал стать профессиональным социологом, у меня были публикации, готовил диплом. Но в какой-то момент на Пятом канале началась перестройка, я пошел на собеседование, и дальше покатилась череда приятных совпадений.

ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ ЗАДАЧА

Вы помните свои ощущения накануне первого эфира «Радио «Зенит»?
Помню, конечно. Было легкое неверие в то, что это происходит на самом деле. Затем пришло осознание того, что начинается процесс который невозможно остановить. Современное радио — это ежедневная жизнь.

Насколько «Радио «Зенит» изменилось за первые месяцы вещания?
По моим прикидкам, реализовано процентов 25 из того, что задумывалось еще на старте. Идей очень много, но, чтобы воплотить их в жизнь, необходимо время. Важным нашим достижением я считаю то, что на «Радио «Зенит» появился коллектив, команда. У нас работают признанные профессионалы. Но, как мы и планировали изначально, ставка сделана на молодежь. Спустя полгода те, кто пришел к нам через жесткий отбор, качественно выросли. Думаю, лет через десять будет приятно вспомнить, что вот эта звезда эфира делала первые шаги именно на «Радио «Зенит» и под нашим чутким руководством. Подготовка собственных сотрудников — для меня первоочередная задача. Все знают, насколько велик дефицит кадров в питерской спортивной журналистике, но никто ничего с этим не пытается делать. Я хочу, чтобы новые имена появились именно у нас. Готовить людей, которые не имеют опыта, — занятие трудоемкое, но, как я полагаю, правильное. И я бесконечно рад, что у нас работают ребята, которые действительно хотят учиться. Это базовое условие для развития.

Вместе с радио, вероятно, развивается и аудитория слушателей. Сначала многие включали частоту 89,7 FM просто из любопытства, отреагировав на бренд «Зенит». Сейчас уже сформировалась категория постоянных слушателей?
Да, и она неуклонно растет. Мужчины старше 30 лет — это та целевая аудитория, на которую мы ориентируемся. Понятно, что мы не можем удовлетворить желания всех. Конфликт ожиданий аудитории и тех возможностей, которые есть у нас, неизбежен. Идеальная радиостанция для болельщиков «Зенита» — это та, утреннее шоу на которой ведет Андрей Аршавин, в «Игре головой» вопросы задает Дик Адвокаат, а вечером футболисты ставят песни на заказ. При этом каждые полчаса в новостях идут свежие «инсайды» из жизни команды. Но такая радиостанция невозможна в принципе. И не стоит забывать, что мы не только клубное радио, но и городское, информационное. Поэтому в эфире звучат программы, которые простого болельщика могут удивить. Но тот же «Сезон охоты» — проект чрезвычайно востребованный. Рассказываем и о спортивном питании, например немногие знают где можно купить l-карнитин, который весьма популярен у бодибилдеров и применяется для поддержания в тонусе мышечной массы у других спортсменов.

ПРЯМОЙ ЭФИР

Многие программы «Радио «Зенит» идут в прямом эфире. В этом есть определенный риск?
Да, но мы же культурная столица! (Смеется.) На самом деле нам очень повезло с аудиторией. Звонят исключительно вменяемые люди, независимо от возраста. Радиослушатель Альберт, например, во всех моих эфирах задает очень толковые, глубокие вопросы. Кроме того, уровень профессионализма наших ведущих таков, что прямой эфир не является для них проблемой. Понятно, оговорки и запинки бывают, но это неизбежно, когда человек не читает по бумажке.

Комичных ситуаций, связанных с прямым эфиром, не возникало?
Однажды к нам в студию приехал Томаш Губочан. Проблема заключалась в том, что он довольно скупо говорил по-английски, а по-русски не говорил вообще. Но с ним был агент. В итоге цепочка общения выглядела так: я задавал вопрос по-русски, агент переводил на словацкий, Томаш отвечал по-словацки, агент переводил на английский, а с английского на русский переводила Элла Веселкова. Но все получилось неплохо.

Гостей к прямому эфиру приходится готовить психологически?
Конечно. Базовое требование к проведению хорошего интервью — войти в контакт с гостем. Выпить чаю, поговорить, обсудить новости. Это все способствует тому, что человек, надев наушники, не превращается в односложно отвечающую на вопросы мумию, а становится приятным собеседником.

То, что вы лично ведете несколько программ вызвано необходимостью?
Тут все очень просто. Как только появляются люди, готовые вести эфир, им предоставляется такой шанс. Например, Игорь Евдокимов. Чтобы понять, что он готов к самостоятельной работе,хватило месяца. И Игорь такой не один. Как только будут найдены подходящие ведущие, я с удовольствием передам им часть программ. Но это не отменяет того, что мне самому очень интересно и жизненно необходимо присутствовать в эфире. Есть передачи, которые, несмотря на большое количество «подросших» коллег, я бы никому не уступил.

«Радио «Зенит» объявило конкурс комментаторов. Он рассчитан на молодежь или на опытных специалистов?
Мысли переманивать к себе действующих комментаторов у нас точно не было. Как и в случае с подбором журналистов без опыта мы хотим найти талантливых людей. Я абсолютно уверен, что таких в нашем городе немало. Когда проводился подобный конкурс на «НТВ-Плюс», на канал в буквальном смысле с улицы пришел Юрий Розанов, на мой взгляд один из трех лучших комментаторов страны. Такая же возможность дать людям себя реализовать есть и у нас.

Top