Женский Спорт

Баскетбол
26.08.2013 Елена Футболова 586

«Драфт» — не рынок, а искусство

Мы уже не раз сталкивались с одним из главных понятий в профессиональном спорте — «драфт». Дословно «драфт» — это набор, отбор, пополнение. Обычно этим словом оперируют, когда говорят о том. как происходит набор новичков в профессиональные клубы. Примитивно процесс драфта выглядит так: самый сильный новичок-студент попадает в самый слабый клуб, и, наоборот, слабый дебютант подписывает контракт с сильнейшим клубом. На самом деле все обстоит гораздо сложнее. В последние два года понятие «Драфт» применялось в НБА к трем различным видам операций. Собственно «драфт» — это набор новичков. На самом деле не дебютанты выстраиваются по рейтингу и автоматически распределяются в команды, а наоборот. Команды по очереди выбирают себе игроков. А вот для того, чтобы определить эту очередь или порядок выбора, существует «драфт-лотерея». Зачем она нужна?

Ну представим на минуту, что владелец клуба, видя, как плохо играет его команда в этом сезоне, просто-напросто приказывает баскетболистам проигрывать все матчи подряд. И тогда последнее место в чемпионате дает ему право первым выбирать новичков. «Драфт-лотерея», в которой участвуют клубы, не попавшие в число 16 сильнейших команд, продолжающих борьбу за титул чемпиона по системе «плей-офф», и определяет порядок — кто за кем проводит набор дебютантов. Естественно, клубы выбирают баскетболистов того амплуа, которое на сей момент является для команды дефицитным. Поэтому новичком номер один может стать объективно не самый сильный спортсмен, но более нужный клубу, которому повезло в «драфт-лотерее»».

Правда, очень часто драфту сопутствует профессиональная купля-продажа новичков. Этот обмен, даже с доплатой, может зависеть от взглядов менеджеров и тренеров на игру, от желания поправить финансовые дела, от умения видеть в неприметном новичке будущую звезду. Приведу два примера такого рода сделок.

24 апреля 1956 года, в день «драфта», Рэд Ауэрбах, тренер «Бостон Селтикс», выбрал новичка Клиффа Хейгана. Однако ему хотелось получить в команду Билла Рассела, который минутой раньше достался команде «Сент-Луис Хоукс» (что поделаешь, очередь есть очередь). И тогда Ауэрбах предложил «Сент-Луису» Хейгана и опытного мастера Маколи в обмен на Рассела — двух за одного. А поскольку Рассел не блистал в студентах результативностью, «Хоукс» согласились на обмен. Представляю, как потом ругали себя хозяева «Сент-Луиса» за эту сделку! Ведь «Бостон» во главе с Расселом восемь раз подряд выиграл титул чемпиона НБА…

10 июня 1976 года «Лос-Анджелес Лейкерс» уступил клубу «Нью-Орлеан Джаз» права на отличного игрока Гейла Гудриха за возможность вместо «Нью-Орлеана» выбирать новичка в 1979 году. Кто знал, что случится через три года? А произошло то, что заставило менеджера «Джаз» рвать на себе волосы. В 1979-м по «драфт-лотерее» «Нью-Орлеан» получил право первым выбирать новичка. Естественно, уступил его «Лейкерс», согласно договору. А у «Лос-Анджелеса» не было ни секунды сомнений. На рынке дебютантов предлагал себя великий Ирвин Джонсон, уже в играх за колледж получивший прозвище «Мэджик», что значит «Волшебник»!

Стоит отметить, что если раньше «драфт—процесс» происходил по телефону или в небольшом зале в присутствии очень малого количества лиц — тренеров, менеджеров, баскетболистов, руководителей НБА, то теперь этого шоу с нетерпением ждет вся Америка, а контора бет365 принимает пари. Например, в 1984 году, когда сразу шесть олимпийских чемпионов Игр в Лос-Анджелесе — Майкл Джордан, Сэм Перкинс, Алвин Робертсон, Лион Вуд, Джефф Тернер и Верн Флеминг — «поступипи в продажу», — более 4 тысяч болельщиков наблюдали за их отбором в нью-йоркском «Форуме» и более миллиона смотрели по национальному кабельному телевидению.

Со Стерном, одним из известных баскетбольных агентов, связан и третий «драфт» — «расширенный». Первый раз к нему пришлось прибегнуть летом 1988 года, второй раз — через год. В связи с расширением НБА. Несколько лет назад в Лигу вошли «Шарлотта Хорнетс», «Майами Хит», «Орландо Мэджик» и «Миннесота Тимберволвз». Игроки в команды-новички набирались тоже по «драфту». Только не из зеленых дебютантов, а из тех, кто уже понюхал порох НБА. В 1988 году каждая из 23 команд-старожилов, имея в своем составе по 12 игроков, должна была зарезервировать за собой только восьмерых баскетболистов, а четверку самых «ненужных» выставить для выбора клубам-новичкам. Дальше процесс напоминал известный детский прием, когда два капитана по очереди набирают игроков в свои команды. Только в НБА очередь эта определялась жеребьевкой, и из каждого клуба можно было взять лишь по одному игроку. Аналогично проходил «расширенный драфт» и в 1989 году.

Добавим лишь, что Стерн «содрал» с хозяев клубов-новичков за право присоединиться к НБА по 32,5 миллиона долларов. Неплохой прибавок в казну, не правда ли?! Для сравнения: за прием в семью НБА «Чикаго» заплатил 1,25
млн. (1966), «Сиэтл» и «Сан-Диего» — 1,75 млн. (1967), «Милуоки» и «Финикс» — по 2 млн (1968), «Портланд», «Кливленд» и «Буффало» — по 3,7 млн. (1970), «Нью-Орлеан» — 6,15 млн. (1974). «Даллас- — 12 млн. (1980).

Top