Женский Спорт

Фитнес
02.04.2012 Елена Тарасова 84

Дом для йоги

Популярность йоги формирует спрос на достаточно большое количество залов и центров для занятий. И такие залы и центры открываются. С какими нюансами сопряжено создание подобного проекта и насколько он оправдан с точки зрения бизнеса, мы попытаемся разобраться.

Не секрет, что сегодня во многих фитнес-центрах можно встретить занятия по направлению «йога». Если быть честными, то это почти всегда фитнес-йога, вариант адаптированный и неглубокий. И если кому-то получаемых навыков хватает, то продвинутому ученику в определенный момент становится в предложенных рамках тесно и некомфортно. Он хочет углубиться в дисциплину и получить специальные знания в конкретном направлении. Как ни условно будет сравнение, но это как фитнес-танцы и специализированные танцевальные школы. Углубленное изучение предмета предоставляет только профессиональная студия. Поэтому возникновение центров йоги – логически и экономически оправданная тенденция.

Но если в пору становления первых йога-центров это направление было не столь популярно, а большинство залов открывалось не ради получения прибыли (энтузиасты ставили задачу транслировать учение и самим заниматься, это больше была философия, чем бизнес-идея), то сегодня возрастающая популярность (а значит, массовость) йоги позволяет размышлять о ней, как о почве для бизнес-моделей. Насколько действительно изменилась ситуация, рассуждают специалисты.

Говорит Елена Ульмасбаева, директор Московского центра йоги Айенгара, президент федерации «Йога-Практика»: «В виду высокой популярности йоги, сегодня наперебой открываются новые залы и центры. Но опыт нашей сети показывает, что успеха достигают лишь те, кто находится «в теме» много лет и способен предложить содержательные занятия в грамотно оборудованном центре, с квалифицированными преподавателями, которые были бы еще и интересны как личности и имели предствавление о том, как тренировать мышечные блоки. Стабильный поток занимающихся способны обеспечить только такие люди. Очень важно и умение выстроить сетку занятий по времени и сегментам аудитории: в какие дни и часы проводить ознакомительный класс, в какие – начальный, а в какие – класс для беременных или терапевтический. Более того, даже опытный преподаватель необязательно будет хорош во всех ипостасях – тот, «на кого» ходят толпы в начальных классах, необязательно будет популярен в классах для пожилых или у детей. Так что говорить о некоей бизнес-модели, которую способен реализовать любой хороший менеджер, пока рано. Насколько мне известно, попытки такого рода обычно дают крайне низкий и нестабильный финансовый результат. С другой стороны, те центры нашей сети, где удалось соединить все перечисленные мной элементы, чувствуют себя в финансовом плане вполне уверенно.

В этом смысле важно все-таки не воспринимать открытие центра йоги только как бизнес. И раньше, и теперь мы с коллегами открывали центры, чтобы продолжать и развивать свое дело – йогу. Если говорить о рецептах успеха, то здесь ничего не изменилось за тысячи лет – грамотный преподаватель, способный увлечь и привести людей к результату, плюс условия для занятий и понимание различий между категориями занимающихся. И еще – нельзя подстраиваться под спрос, как это часто бывает, нужно предлагать свои знания и опыт, быть уверенным в убеждениях».

Комментирует Лидия Макарова, управляющая центра Yoga Practika в Перово: «Популярность йоги сама по себе еще не гарантирует высокие прибыли. Например, наш зал базируется на собственной площади, и то, что нам удалось закончить год без убытков, выплачивая все обязательства по зарплатам, коммунальным платежам и прочему, я считаю безоговорочным успехом. Если добавить к этому арендные ставки и зарплаты квалифицированных преподавателей, которые весьма высоки (не меньше 800 – 1200 рублей за групповое занятие и 2000 рублей за персональное), то вывод очевиден: человеку со стороны, бизнесмену, заинтересованному исключительно в прибыли, в этой сфере делать нечего. Открывать центры – дело тех, для кого йога – это часть жизни, иначе ничего не получится».

Казалось бы, в теории все довольно просто. Чтобы открыть зал йоги, нужно всего-то ничего: арендовать помещение с хорошей вентиляцией, нанять персонал, купить минимальное (а для йоги это так и есть) оборудование и привлечь посетителей. Вот и весь нехитрый «прейскурант» необходимых действий. Но на практике оказывается, что почти на каждом этапе вы столкнетесь с рядом вопросов, решать которые человеку, не вовлеченному в систему, без понимания основ йоги, будет просто неинтересно и обременительно.

«На каждом шагу приходится принимать разнородные, но всегда обоснованные решения, – объясняет Лидия Макарова, – от дизайна до оборудования, от прохождения бюрократических инстанций до проблем с эксплуатационными службами (для центров йоги никто ничего не отменял – все те же СЭС, пожарные, коммунальщики и т. п.). Человек, которого не ожидают впереди «златые горы» и который не увлечен йогой сам, просто устанет. Он не будет понимать, зачем ему весь этот ком накапливающихся вопросов. Ему непонятно, какая нужна планировка, он ведь сам никогда не занимался – и не понимает этого в деталях. Непонятно, как оценить уровень преподавателя (далеко не в каждой системе есть, как в йоге Айенгара, столь четко структурированная схема оценки учителей). Непонятно, какое нужно оборудование и где его использовать. Непонятно, как быть с проблемными клиентами (йога – это очень большая ответственность). Для «просто бизнеса» это, согласитесь, чересчур. Нужно быть фанатом своего дела. Это же касается и идеи «нанять специально обученного человека», чтобы он создал проект под имеющиеся инвестиции. Одно дело, когда вы делаете свой проект – и это ваше детище (мои друзья говорят, что центр – это мой третий ребенок). И другое – когда вы наемный работник, и отношение к проекту сугубо прагматичное, а это обязательно выльется в отсутствие подобающей атмосферы».

Top