Женский Спорт

Другой спорт
27.10.2012 Елена Футболова 1156

Бумаготворчество в спорте

Рожденная союзом стола и стула, бумага по-хозяйски обосновалась даже в такой беспокойной и кочевой стране, как спорт, сам воздух которой должен быть смертельным для кабинетной королевы. «Всеобщая бюрократизация» не обошла стороной и работу тренера-практика, отвлекая его от основного дела.

Бумажки плодятся со скоростью тараканов. Для старшего тренера это бесконечные отчеты: квартальные, полугодовые, годовые, соревнование между спортивными школами и соревнования по профсоюзной линии. Школа находится под контролем пяти организаций: ЦУСКа (Центральный учебно-спортивный комбинат), городского и всесоюзного советов ДФСО профсоюзов, спорткомитета, Госкомспорта. Поэтому отчетность по количеству разрядников, мастеров спорта, по числу учебных групп и их наполняемости, а также по количеству часов на каждую группу и так далее печатается нами в шести экземплярах. Кроме того, каждая организация требует свои, особые документы. Складывается впечатление, что люди, работающие на бумагах, сами их придумывают для оправдания собственной зарплаты. Наша задача — готовить спортсменов высокой квалификации, но о работе тренера, так же как и школы в целом, судят по бумагам: если документация плохая, значит, работы нет, и наоборот. Мы превращаемся в делопроизводителей, даже в машинисток, потому что отчетность надо уметь еще и «подать». В результате документация ведется по принципу лишь бы отписаться, лишь бы сдать.

Журналы, которые обязан заполнять каждый тренер, давно стали притчей во языцех. Эта объемная и большая по формату тетрадь состоит из двух десятков разделов. Журнал — вместилище бессмысленной и не соответствующей действительности информации. Начнем с того, что каждое занятие надо предварительно расписать по минутам, составить так называемый план-конспект. Но представьте, что пошел дождь, на кортах лужи и вместо запланированной отработки технических приемов я провожу с ребятами ОФП или урок теории. Также совершенно не вписывается в журнал физическое и психологическое состояние ребенка, которое меняется каждый день. Если мой ученик пришел зеленый после школьного экзамена, я никогда не заставлю его бегать, что бы ни стояло в конспекте. Заполнение отчетов, планов, протоколов отбивает желание вообще брать в руки карандаш, чтобы записать что-то нужное для себя, для своего профессионального роста. Правда, я как и многие другие тренеры, веду свою личную рабочую тетрадь, куда собираю полезную мне информацию.

На каждом занятии тренер проставляет в журнале количество часов, но не тех, которые реально отработал, а тех, по которым ему установлена зарплата. Я работаю не по часам, а столько, сколько требует дело. Если у Андрея Чеснокова не получается удар с лета, я буду биться над этим элементом до тех пор. пока не удовлетворюсь результатом.

Очень много времени съедает оформление выездной документации. Например, пригласили моих ребят на соревнования в другой город. Первым делом несу вызов на подпись в спорткомитет. Там готовится постановление и спускается в ЦУСК, а уже в ЦУСКе пишется приказ, который приходит в школу. Если турнир общесоюзный, то количество приказов и подписей увеличивается вдвое. А ведь кроме этого нужно подготовить смету, получить аванс на командировочные расходы, достать билеты на проезд. Заполнение бумажек не требует умственного труда, но чувствуешь ненужность своей писанины, и руки опускаются.

Top