Женский Спорт

Художественная гимнастика
15.04.2012 Елена Футболова 181

Алина Кабаева — лицо российской художественной гимнастики

Женский Спорт
В 1999 году, когда Алина Кабаева впервые стала чемпионкой Европы, многих поразила ее фантастическая пластика. Тогда Кабаевой было 16, и в ее композициях появилась восхитительная женственность, которая позволяет утверждать: именно Алина являет сегодня собой лицо мировой художественной гимнастики.

Трудно вспомнить б художественной гимнастике чемпионку, чьи победы вызывали бы столько противоречивых оценок, как победы Кабаевой. В1998 она стала абсолютной победительницей Всемирных юношеских игр в Москве, выиграла чемпионат Европы среди взрослых, получила золото Игр доброй воли. Несмотря на это, многие высказывались скептически: мол, к чему превращать красивейший женственный вид спорта в детский утренник. Действительно, выступления россиянки хотя и поражали сложностью и чистотой, но никак не могли считаться взрослыми. Это было торжество гениального ребенка, дорвавшегося до своей стихии — скакалки, мяча, обруча, ленты.

Однако в спорте взрослеют быстро. В конце мая 1999 года Алина выступала в Будапеште, на втором в своей жизни чемпионате Европы, вновь выиграла, но запомнилась зрелой женственностью и мастерством. Между прочим, общепризнанный лидер вполне мог лишиться второго европейского золота. В заключительном виде многоборья у Алины неожиданно в узел завязалась лента. Гимнастка в буквальном смысле слова выпуталась из сложнейшей ситуации — и сделала это блистательно.

Однако потом рассказывала: «Когда у меня завязалась лента, я ужасно испугалась. Сразу куча мыслей в голове пронеслась — что все потерять могу. И никому ничего не докажу. Когда я в 1998 году стала чемпионкой Европы, многие считали, что это случайность. К тому же там все лидеры ошибались, а я нет. Но паника быстро прошла. Я вспомнила слова тренера Ирины Александровны Винер, что бороться всегда нужно до последнего. И даже с ошибкой терять мне уже нечего — надо собраться и довести упражнение до конца. С таким лицом, как будто ничего не случилось. Наверное, это и помогло.»

Алина Кабаева - лицо российской художественной гимнастики

Со стороны всегда кажется, что вы получаете огромное удовольствие от выступлений. Что все эмоции предельно естественны. Но может быть, это просто профессиональная работа выступать и держать лицо?
Обычно я не думаю о том. что должна казаться спокойнее и увереннее, чем на самом деле. Само получается. Как только включают музыку, завожусь и действительно выступаю с удовольствием. Мне хочется улыбаться. Конечно, бывает и тяжело, и страшновато, но это нормальное состояние во время соревнований. Страха перед публикой я не испытывала никогда в жизни.

Даже когда была совсем маленькой?
Да. Правда, тогда я часто плакала, если делала ошибки, теряла предметы. Случалось, выступаю, а слезы сами текут. Мама меня всегда за это ругала. Но я сейчас научилась держать себя в руках.

Ваши комбинации ва ковре всегда неизменны или случается импровизировать?
Есть разные варианты на тот случай, если предмет полетит не туда, куда нужда. Без этого нельзя. Поэтому наиболее сложные элементы мы отрабатываем на тренировках в различных вариантах. Чем больше запас, тем спокойнее себя чувствуешь. Во всяком случае. У меня еще ни разу в жизни не возникало ситуаций, в которых я бы не знала, что делать.

Ваша феноменальная гибкость на ковре результат тяжелого труда или природный дар?
Все от природы. На тренировках я абсолютно не работаю над этим. Правда, сейчас спина иногда побаливает. Не очень сильно. Мама рассказывала, что, когда я была совсем маленькой, она брала меня за руки и за ноги и складывала через спину, как перочинный ножик. Бабушка просто в ужасе была, когда это видела. Боялась, что у меня спина сломается. Может быть, именно тогда у меня позвоночник разработался так. что гнуться я могу во всех направлениях.

По крайней мере, когда решите закончить с гимнастикой, сможете зарабатывать деньги а цирке — в жанре «каучук».
Нет, что вы! В цирке встречаются гимнастки с такими спинами, что мне до них далеко. Я не так давно видела по телевизору конкурс звезд мирового цирка. Там выступала то ли японка, то ли китаянка, которая делала элемент, похожий на тот что делаю я в упражнении с обручем лежа, поднимаю голову и прямые ноги так, что они соединяются. Но я держу ноги руками — подтягиваю их. А та гимнастка делала то же самое, но без всякой помощи рук. Да и остальные элементы были такие, что нам, художницам, и не снилось.

Вы придумываете себе какие-нибудь элементы самостоятельно?
Иногда. Ирина Александровна, кстати, это поощряет Не любит только, когда я пытаюсь копировать чью-то работу.

А вы пытаетесь?
Есть некоторые вещи, которым мне хотелось бы научиться. Например, работать с предметами так, как это умеют болгарки. У них очень много метких интересных движений. Я иногда и пробую повторять — когда тренера нет в зале. Но, наверное, Винер права, что ругает меня: нужно сначала свои элементы отработать до идеального состояния.

Я слышала, что на ковре выделаете далеко не все, что умеете.
Действительно. У нас сейчас такие правила, что сложность и риск не всегда оцениваются. Вот тренер и боится. Зачем рисковать, если никакого преимущества в баллах все равно не будет? Вот посте Олимпийских игр правила изменятся, тогда и буду удивлять публику.

Какой предмет доставляет вам больше всего хлопот?
Скакалка. Последнюю комбинацию мне ставила болгарский тренер. В ней очень много непривычной мелкой работы. Плюс к этому бешеный темп музыки. Очень тяжело переключаться с прыжков на повороты — сбивается дыхание. Особенно трудно бывает после отдыха. Кажется, что никогда ничего не получится.

Многим в Будапеште необычайно понравилось ваше выступление с мячом. Кто ставал эту композицию?
Тренер из Иванова, Ирина Александровна увидела, как работали с мячом ивановские гимнастки, и попросила их тренера — тоже Ирину Александровну — мне помочь. Насколько я знаю, она сама танцует в каком-то театре. Работали мы необычно. Сначала подбирали танцевальные движения и только потом вставляли в композицию элементы. Сначала я думала, что не справлюсь — то и дело теряла мяч. Но сейчас все получается автоматически. Ни одна из моих комбинаций не нравится мне так сильно.

Вы очень удивились, когда получили предложение рекламировать часы фирмы Longines?
В общем, да. Предложение мы получили по факсу, незадолго до чемпионата Европы. Естественно, сразу согласились подписать контракт.

И что ощущаете, находясь в помещении, где все стены обклеены вашим изображением?
Мне нравится. Я ведь не позировала для рекламы специально. Сначала подумала было, что могли получше фотографию найти. Но потом мне даже стало нравиться, что снимок необычный — чисто спортивный. С обручем — в повороте.

Где он был сделан?
Даже не знаю. На каких-то соревнованиях. А сейчас я специально остаюсь в Будапеште на три дня для съемок.

Вы уже знаете, как именно предстоит сниматься?
Знаю только, что в цивильном костюме. Попросили еще, чтобы костюм был или черным, или синим. Наверное, для черно-белых снимков. Насчет всего остального не имею ни малейшего понятия. Но должно получиться что-то элегантное.

Кстати, почему вы сказали на пресс-конференции, которую в Будапеште проводила фирма Longines, что считаете элегантность качеством, которое дается от рождения?
Мне так кажется, когда я наблюдаю за тем, как одеваются окружающие. По моему глубокому убеждению, элегантность не имеет с модой ничего общего. Кто-то может надеть рваные джинсы, потому что это модно, а кто-то не сделает этого никогда в жизни. И возраст не имеет никакого значения. Многие женщины и девушки не понимают этого, и отсутствие элегантности может стать причиной почему мужчины изменяют в, казалось бы, в ситуации которая далека от негативной.

Вы считаете себя элегантной женщиной?
Я люблю хорошо одеваться. Многие говорят что у меня хороший вкус. Люблю покупать вещи, которые мне нравятся. Правда, это иногда т-а-ак дорого!

Top